Развитие бизнеса будет ориентироваться на Поволжье

СМИ о Системном операторе

15.04.2008 00:00

Топ-менеджер ОАО «Системный оператор единой энергосистемы» считает, что профицит электроэнергии в регионе позволит ему привлечь инвесторов

2008 год станет последним годом работы энергетики в  традиционном виде. С прекращением 1 июля деятельности РАО «ЕЭС России» изменятся и функции Системного оператора, который управляет работой энергосистемы. Как будут складываться отношения генерирующих компаний, которые перейдут в частные руки, и остающегося государственным Системного оператора? На эти и другие вопросы ответил Самарскому обозрению исполнительный директор ОАО «Системный оператор единой энергосистемы» Анатолий Батов.

- Насколько важным составляющим звеном энергетики страны является на сегодня Средневолжская энергосистема? 

- Сейчас любой регион значим, в том числе и Средняя Волга. Больше того, мне кажется, бизнес из центрального региона начнет двигаться сюда учитывая, то, что здесь в общем балансе электроэнергии по объединению имеется профицит. Однако это двойственный фактор, так как избыточность есть не везде. К примеру, отсутствие до сих пор подстанции Красноармейская, изношенность и необходимость ремонта трансформаторов на подстанции Куйбышевская не позволяют говорить о благоприятной ситуации в районе Самары в ремонтных ситуациях или ситуациях технологических нарушений. Так что не стоит успокаиваться, режим электроснабжения в регионе непростой. Тем не менее, учитывая уровень концентрации рабочей силы, уровень заработной платы, которая ниже, чем в центре, и обеспечение энергоресурсами, я уверен, что развитие бизнеса и производств будет ориентироваться на Поволжье.

- В июле прекратит существование РАО ЕЭС «России», генерация и сбыт перейдут в частные руки. Как будут взаимодействовать эти структуры со структурами Системного оператора?

- Регламентировать отношения будет рынок. Если говорить о генерирующих компаниях, то здесь все четко и понятно. Системный оператор является компанией, которая управляет режимами энергосистемы, и любая генкомпания должна подчиняться распоряжениям, которые дает СО. Это, например, загрузка мощностей, выводы оборудования в ремонт и т.д. Что касается новых функций Системного оператора, то над этим серьезно работаем и будем готовы к моменту ликвидации РАО. Будет запущен процесс конкурентного отбора мощности, рынок системных услуг, серьезное развитие получит механизм гарантирования инвестиций.

- Получается, что СО станет тем звеном, которое будет определять стратегию развития генерации?

- В Системном операторе будет как бы два основных крыла: собственно диспетчерское, за которым останутся непосредственно процессы управления режимами энергосистем, и аналитико-прогнозное крыло, определяющее планы развития энергосистем и выдающее ценовые и инвестиционные сигналы рынку. С энергопредприятиями частного капитала общение может строиться только на основе рынка и конкурентного отбора. Учитывая тот интерес, который сейчас проявляется к покупке IPO энергокомпаний, мы не сомневаемся, что инвесторов на энергорынке будет достаточно для того, чтобы удовлетворить растущий спрос на электроэнергию.

- Диспетчеризация энергоснабжения останется в государственном ведении?

- Системный оператор останется акционерной компанией, но со 100 процентным государственным пакетом акций. Сейчас идет процесс передачи акций, который должен завершиться к 1 июля. В дальнейшем никаких изменений в акционерном капитале ОАО «СО ЕЭС»  не будет. Согласно реформе есть две железные позиции –  Системный оператор и Федеральная сетевая компании должны полностью принадлежать государству.   

- Не возникнут при этом противоречия во взаимоотношениях частных генкомпаний и государственной диспетчеризации?

- По большому счету противоречия являются сутью и основой любого рынка. Есть спрос, есть предложение, и это уже противоречие. На основе этого рождаются оптимальные и актуальные решения. И в нашем случае противоречия будут, потому что любая генкомпания хочет иметь на 100 процентов загруженные мощности и, как следствие,  максимальную выручку. А режим может складываться таким образом, что кого-то из генерирующих предприятий необходимо разгрузить. Вот и противоречие. Но это режим, и его необходимо выдерживать. Именно поэтому Системный оператор должен быть независимым от участников рынка и государственным, чтобы во главу угла ставить государственные интересы. Наша задача – обеспечить надежность и устойчивость энергоснабжения, и задача это государственная. Собственно,  коренных противоречий здесь я не вижу, это признают все энергетики, и, уверен,  будут признавать всегда независимо от формы собственности.

- В этом году энергосистема Татарстана должна быть подчинена ОДУ Средней Волги. С чем это связано?  

- Исторически сложилось так, что контрольный пакет акций Татэнерго не находится у ОАО РАО «ЕЭС России». Соответственно, диспетчерское управление Татэнерго (ЗАО «РДУ Татэнерго») является дочкой главной энергокомпании Татарстана, а не филиалом Системного оператора. Но при этом энергосистему Татарии, и, естественно, ее диспетчерское подразделение невозможно отделить от единого российского энергокомплекса. Она его часть, и часть немалая. Поэтому некорректно говорить о подчинении энергосистемы Татарстана ОДУ Средней Волги. При существующем наличии разных собственников не было ни одного случая неслаженной работы диспетчеров Татэнерго и ОДУ. Другой вопрос, что согласно Закону РФ «Об электроэнергетике» в Единой энергосистеме России должен быть один системный оператор. Собственно, в целях выполнения положений этого Закона мы в настоящее время и начинаем преобразовывать РДУ «Татэнерго» в филиал Системного оператора, и процедуры выполняются в точном соответствии с рыночными законами, то есть через переговоры и инвестиционный процесс. 

- Но возможность не подчиниться у них была?

- Теоретически, да в общем и практически, была. Но в Татарстане четко понимают, к чему это может привести и дают себе отчет о возможных последствиях. Там работают опытные и грамотные энергетики.

Были, конечно, разные ситуации, которые касались в основном вопросов недовольства некоторыми решениями ОДУ Средней Волги, в операционную зону которого входит энергосистема Татарстана, но они снимались переговорами, аргументами, доказательствами и ни разу не доходило до конфликтов.

- То есть подключение Татарстана означает расширение границы действия ОДУ Средней Волги?

- Нет, не так. Энергосистема республики всегда была частью операционной зоны ОДУ Средней Волги. Но теперь в Татарстане будет работать филиал Системного оператора, а все филиалы СО работают на одних регламентах, на одном программном обеспечении, с единой технологической политикой. Это очень важно. Ведь как в жизни, когда люди понимают друг друга без слов, то их решения максимально быстры, эффективны и оптимальны.

- Если говорить об энергоемкости средневолжской энергосистемы, какой еще есть запас у региона?   

- Балансовый профицит энергообъединения Средней Волги порядка 2 тысяч Мегаватт. Но это, как я говорил раньше, общий профицит. Но если брать среднюю динамику роста энергопотребления в 4 – 5 процентов по России, то, собственно, хватит его лет на пять. Вот почему очень важно продолжать инвестировать в строительство новых генераторов, развивать сетевое хозяйство. Иначе столкнемся с проблемами.

При этом не надо забывать, что есть еще и действующее оборудование, которое стареет и снижает свою энергоотдачу. Есть оборудование, которое вообще надо выводить из эксплуатации. Все это снижает суммарную установленную мощность региона. Так что резервов не так много и рынок их все задействует. Но этого не нужно бояться. Мировая энергетика работает на очень ограниченных резервах. В таких условиях серьезно, в разы, увеличивается роль диспетчера, который обязан выбирать такие режимы, которые бы обеспечивали максимальную загрузку оборудования, и при этом задействовать наиболее экономичные источники электроэнергии, то есть те генераторы, у которых наименьшая ценовая планка продажи электроэнергии.

- Регионы готовы к такому увеличению нагрузки?

- У нас прекрасные, грамотные, высококвалифицированные специалисты. Поверьте, любая энергосистема мира сочла бы за честь иметь в своем составе таких диспетчеров, режимщиков, релейщиков. И я не лукавлю. Это действительно так. Так что мы готовы. Другой вопрос, мы серьезно сейчас работаем над улучшением материальной базы. За пять последних лет настолько изменилась среда, в которой работает диспетчер, настолько усложнился круг стоящих перед ним задач, что впору назвать все это революцией в диспетчеризации. Посмотрите, например, на то, какие диспетчерские пункты мы сдали в Самарском РДУ и ОДУ Средней Волги. Сейчас создаем такие же центры в Саратове, Пензе, Ульяновске. Это действительно техника 21 века. Так что нам есть чем ответить на вызовы грядущего энергорынка. 

- Правительство Самарской области сейчас готовится заключить соглашение с РАО «ЕЭС России». Системный оператор касается этой работы?

- Мы принимаем участие при подготовке всех подобных соглашений, особенно по остродефицитным регионам. Например, по Челябинской, Свердловской, Тюменской областям. Хочу отметить, что сейчас к Системному оператору все больше и больше отходит функция планирования и управления перспективным развитием Единой энергосистемы России. Недавно Председатель Правления Системного оператора Борис Аюев возглавил комиссию по инвестициям РАО. Мы считаем, что очень важно иметь программы развития электроэнергетики регионов, наличие которых должно быть закреплено на законодательном уровне.

- Тогда сейчас правительству Самарской области нет необходимости заключать соглашение с РАО?

- Такой документ нужно иметь всегда. Другой вопрос, что впоследствии он может быть переработан, однако работа будет проделана быстрее, так как основа уже будет иметься. Это упростит задачу.

Здесь нужно четко понимать следующее. Невозможно развивать энергетику на пустом месте, инвестор этого делать не будет. Он тогда вложит деньги в строительство новых мощностей, когда увидит, как, например, через пять-десять лет изменится карта развития производительных сил, где появятся новые заводы, производства. А эту информацию после тщательного анализа может представить только правительство региона. Наложение на эти данные предложений энергетиков о месте строительства новых мощностей, об их параметрах и о том, где должны пройти линии электропередач, даст нам как раз программу развития электроэнергетики. Суперважно такой документ иметь постоянно и в актуальном состоянии.

Самарское обозрение| Василий Лямин| №13 (726) 28 февраля 2008 года