О целесообразности строительства транзита 1150 кВ Урал-Казахстан-Сибирь

СМИ о Системном операторе

29.12.2012 13:49

В последнее время в российском энергетическом сообществе все чаще появляется идея возрождения начатых еще при СССР проектов строительства линий электропередачи на сверхвысоком напряжении (СВН). В частности, обсуждается возможность повышения напряжения до проектного уровня 1150 кВ (в обсуждениях сейчас в основном применяется понятие «восстановление») транзита 500 кВ, в состав которого входят подстанции 500 кВ Итатская, Алтай, Экибастуз, Кокшетауская, Кустанай, Челябинск (далее транзит 1150 кВ).

К сожалению, все обсуждения на страницах журналов исходят из допущения, что транзит 1150 кВ уже построен или практически построен и остается сделать какой-то незначительный шаг, чтобы получить в распоряжение «достижение науки с пропускной способностью 5500 МВт». В настоящее время все разговоры вокруг «энергомоста» ведутся в плоскости поиска максимально эффективного использования большого объема мощности, которая вот-вот станет доступна, сразу же после включения в работу транзита 1150 кВ. Даже строятся планы по созданию межгосударственного рынка электроэнергии с технологической основой в виде новых линий электропередачи. Однако отметим, что еще ни в одной статье на тему усиления электрических связей между Уралом и Сибирью не было сказано, какая же часть ЕЭС России избыточна на 5500 МВт и перетоком мощности в какую сторону будет загружен транзит 1150 кВ на эту величину. Ни разу не было упомянуто о причинах, по которым построенный в СССР транзит 1150 кВ находился в эксплуатации в течении нескольких лет только лишь периодически, а затем – к началу 1990-х – был переведен на постоянную работу в классе напряжения 500 кВ. Так же не было публичного анализа фактического режима работы электрических связей между Уралом и Сибирью и выполнения ЕЭС Казахстана запланированных величин сальдо перетоков мощности по межгосударственным ЛЭП на связях с ЕЭС России.

Считаем, что тема возрождения линий электропередачи сверхвысокого напряжения, кроме обсуждаемых в настоящее время геополитических и макроэкономических аспектов, имеет ряд практических проблем и обсуждение этих проблем «на старте» ставит под сомнение целесообразность проекта «восстановления» транзита 1150 кВ.

Чтобы прочитать статью полностью, скачайте файл в формате PDF