Как это будет работать? Вопросы и ответы

СМИ о Системном операторе

27.11.2022 20:30

В предыдущем номере журнала мы рассказали о том, что с 1 января 2023 года в России вводится новая система перспективного планирования в электроэнергетике. Она существенно отличается от предыдущей, устраняет все выявленные недостатки и непрозрачности. А главное, новая система планирования становится централизованной. То есть, региональные схемы и программы перспективного развития (СиПР) как самостоятельные документы рассматриваться больше не будут. Выстраивается чёткая плановая экономика в энергетике.

Ответственным органом за перспективное плани­рование и прогнозирование развития электроэнер­гетики назначен Системный оператор ЕЭС. В схемы перспективного планирования попадают объекты системного назначения 110 кВ и выше в ЕЭС России и 35 кВ — в технологически изолированных террито­риях.

В конце августа с.г. Председатель Правления АО «СО ЕЭС России» Фёдор Опадчий выступил на Всероссийском совещании с докладом, в котором под­робно рассказал о новых принципах перспективного планирования и ответил на многочисленные вопросы участников.

После этого начались совещания в регионах (они продолжаются), где руководители филиалов Си­стемного оператора знакомят региональные власти и отраслевое сообщество с новыми правилами плани­рования, рассказывают о роли региональной исполни­тельной власти в разработке и оценке схем и программ развития, отвечают на многочисленные вопросы.

Надо отметить, что много вопросов приходит непосредственно в АО «СО ЕЭС» как от представите­лей местной власти, так и от энергетических компа­ний, работающих в регионах. На самые распростра­нённые из них Системный оператор дал развёрнутые ответы.

Что подразумевается под предоставлением Системно­му оператору необходимых исходных данных и пред­ложений по развитию электросетевого комплекса 110 кВ от собственников? / Это должна быть проект­ная документация с детальной проработкой и обосно­ванием (например, комплексная программа развития субъекта РФ, схема присоединения, СВМ)? / Будет ли типовое ТЗ или набор типовых требований для таких целей? / В каком случае предложение по включению в СиПР будет принято и считаться обоснованным со стороны СО?

В рамках новой процедуры планирования субъек­там электроэнергетики и потребителям электрической энергии необходимо предоставлять Системному опе­ратору исходные данные о порядке, объёме и сроках, которые будут предусмотрены Правилами предостав­ления информации, необходимой для осуществления оперативно-диспетчерского управления в электро­энергетике (далее — Правила предоставления информации). Согласно Плану-графику подготовки норма­тивных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 11.06.2022 № 174-ФЗ, Правила предоставления информации планируется утвердить в декабре 2022 года и ввести в действие с 01.01.2023. Новые правила расширяют требования действующих, введённых приказом Минэнерго России от 13.02.2019 № 102.

В соответствии с проектом новых Правил предо­ставления информации с 01.01.2023 (в технологически изолированных территориальных электроэнергети­ческих системах — с 01.01.2024) сетевые организации и иные хозяйствующие субъекты, владеющие объек­тами электросетевого хозяйства, обязаны ежегодно в срок до 1 марта предоставлять следующую информа­цию в АО «СО ЕЭС»:

  • предложения по увеличению трансформатор­ной мощности подстанций 110 кВ, для которых зафик­сировано или прогнозируется, с учётом роста нагрузки, превышение допустимой нагрузки трансформаторно­го оборудования, с приложением результатов расчётов загрузки подстанций, в которых должна быть отраже­на фактическая нагрузка трансформаторов в дни кон­трольных замеров, сведения о техническом состоянии и перегрузочной способности трансформаторов, воз­можность перевода нагрузки на другие источники пи­тания, сведения о фактической максимальной и про­гнозной загрузке подстанций;
  • предложения по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства 110 кВ, в том чис­ле являющихся альтернативными к развитию электри­ческих сетей 35 кВ и ниже, с приложением к данным предложениям: описания схемно-режимных и ре­жимно-балансовых ситуаций в электрической сети на­пряжением 6-110 кВ, описания схемно-режимных ме­роприятий, реализуемых для обеспечения допустимых параметров электроэнергетического режима, матема­тических расчётных моделей, использованных при проведении расчётов электроэнергетических режи­мов, карты-схемы размещения объектов электроэнер­гетики 6-110 кВ;
  • предложения по реализации мероприятий, на­правленных на снижение недоотпуска электриче­ской энергии потребителям, с приложением сведений о фактическом ущербе от недоотпуска по каждому году пятилетнего периода, предшествующего году пред­ставления информации, а также электронные копии документов, подтверждающих возмещение ущерба от недоотпуска электрической энергии.

Предложения должны содержать обоснования, но не предполагают направление проектной докумен­тации или технического задания. Требования к обо­снованию предложений по развитию сети 110 кВ бу­дут также приведены в нормативно-правовых актах, разрабатываемых в развитие Федерального закона от 11.06.2022 № 174-ФЗ.

При этом стоит отметить, что в соответствии с пун­ктом 10 статьи 6.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в редакции Феде­рального закона от 11.06.2022 № 174-ФЗ) для техно­логически изолированных территориальных электроэнергетических систем в период до 01.01.2024 будут разрабатываться отдельные схемы и программы перспективного разви­тия электроэнергетики субъектов Российской Федерации (далее — СиПР электроэнергети­ки субъектов РФ), требования к которым под­робно описаны в действующей редакции Постановления Правительства Российской Фе­дерации от 17.10.2009 № 823 «О схемах и про­граммах перспективного развития электро­энергетики».

Как изменится порядок включения/исключения из СиПР субъектов РФ объектов генерации мощно­стью от 5 до 25 Мвт, не являющихся объектами ОРЭМ?

Порядок учёта объектов генерации в СиПР ЭЭС России будет предусмотрен в Правилах разработ­ки и утверждения документов перспективного раз­вития электроэнергетики, которые вступят в силу с 01.01.2023. Существенные изменения в порядке учё­та объектов генерации мощностью от 5 до 25 МВт, не являющихся объектами ОРЭМ, не предполагают­ся. Изменения коснутся только генерирующих объек­тов, функционирующих на основе использования воз­обновляемых источников энергии (далее — объекты ВИЭ), порядок конкурсного отбора проектов строи­тельства для которых согласно пункту 3 статьи 37 Фе­дерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ (в редакции от 11.06.2022) «Об электроэнергетике» с 01.01.2023 бу­дет определяться Основными положениями функци­онирования розничных рынков электрической энер­гии, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442. Проект соответствующих изменений в Основные положе­ния функционирования розничных рынков электри­ческой энергии в настоящее время находится в разра­ботке.

Процедура и условия проведения конкурентных отборов проектов строительства объектов ВИЭ будут идентичны действующим в настоящее время, за ис­ключением фиксации результатов отбора, и будут осу­ществляться вне процедуры разработки СиПР ЭЭС России. Результаты отборов проектов строительства объектов ВИЭ будут фиксироваться в реестре объектов ВИЭ (в настоящий момент — в СиПР электроэнергети­ки субъектов РФ). С целью обеспечения преемствен­ности решений и гарантий для прошедших отбор до 01.02.2023 все ранее отобранные проекты строитель­ства объектов ВИЭ, содержащиеся в СиПР электро­энергетики субъектов РФ, должны быть включены в реестр объектов ВИЭ. Полномочия на проведение та­ких конкурсных отборов также сохраняются за органа­ми исполнительной власти (ОИВ) субъектов РФ.

Нужно ли будет согласовывать расчётную модель (РМ) установившихся режимов для обоснования включения мероприятия в СиПР? / в каких случаях Си­стемный оператор будет предоставлять РМ? / Будет ли предоставляться модель для обоснования вклю­чения мероприятия в СиПР региона? / Возможно ли согласование АО «СО ЕЭС» модели разработчика для обоснования включения мероприятия в СиПР?

Согласно статье 6.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Систем­ный оператор обеспечивает раскрытие цифровых информационных моделей электроэнергетических систем для целей перспективного развития электро­энергетики, а также предоставляет другим субъек­там электроэнергетики, потребителям электрической энергии и проектным организациям на безвозмезд­ной основе перспективные расчётные модели элек­троэнергетических систем в части объектов электро­энергетики классом напряжения 110 кВ и выше или фрагменты таких моделей в целях разработки техни­ческих решений по технологическому присоединению к электрическим сетям, проектирования строитель­ства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения) объектов электроэнергетики, раз­работки предложений по перечню мероприятий по обеспечению вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации и выполнения необходимых для этого расчётов.

Порядок раскрытия (предоставления) цифровых информационных и перспективных расчётных мо­делей электроэнергетических систем в соответствии с Планом-графиком подготовки нормативных право­вых актов, необходимых для реализации Федерально­го закона от 11.06.2022 № 174-ФЗ, будет утверждён в де­кабре 2022 года и вступит в силу с 01.01.2023.

Согласования РМ для расчёта установивших­ся режимов для обоснования включения мероприя­тий в схему и программу перспективного развития электроэнергетики субъекта РФ не требуется. Модели планируется предоставлять заинтересованным орга­низациям, которым они нужны под конкретное про­ектирование.

Существует ли механизм согласования с регионами разрабатываемой схемы и программы электроэнер­гетических систем России?

ОИВ субъектов Российской Федерации рассматри­вают проект СиПР ЭЭС России в части, касающейся территории соответствующих субъектов Российской Федерации, в порядке и пределах, установленных Пра­вилами разработки и утверждения документов пер­спективного развития электроэнергетики (пункт 7 ста­тьи 6.1 ФЗ № 35, далее — Правила). Данные Правила будут утверждены в декабре 2022 года и вступят в силу с 01.01.2023.

В рамках новой процедуры региональный упол­номоченный рассматривает проект СиПР ЭЭС России в течение 20 дней с момента направления Системным оператором документа в ОИВ на предмет:

а) учёта в проекте инвестиционных проектов, ре­ализация которых подтверждена уполномоченными ОИВ субъектов Российской Федерации;

б) наличия в среднесрочном периоде дефици­та тепловой энергии и мощности, подтверждённого утверждённой схемой теплоснабжения и требующего строительства (реконструкции) источников тепловой энергии, в энергорайонах, где в соответствии с проек­том СиПР ЭЭС России выявлен дефицит электриче­ской энергии и мощности на среднесрочный период и планируется реализация мероприятий по развитию электроэнергетики. В таком случае мотивированное заключение за подписью руководителя (заместителя руководителя) ОИВ направляется в адрес Системного оператора.

По результатам рассмотрения полученных от ОИВ субъектов РФ заключений Системный оператор в те­чение 15 рабочих дней формирует и направляет в ОИВ субъектов Российской Федерации позицию разработ­чика по замечаниям и предложениям, содержащимся в таких заключениях.

Системный оператор дорабатывает проект СиПР ЭЭС России с учётом результатов общественного об­суждения, рассмотрения заключений ОИВ субъектов Российской Федерации и размещает доработанный проект СиПР ЭЭС России на своем сайте.

Предполагается ли вариативность при разработке Си­стемным оператором схем и программ развития элек­троэнергетических систем России (например: базовый и оптимистичный варианты, либо базовый и регио­нальный)?

В рамках новой системы перспективного плани­рования предполагается наличие в схеме и программе развития электроэнергетических систем России толь­ко наиболее вероятного (базового) сценария развития. Вариативность не предполагается.

Мероприятия, реализация которых необходима для обеспечения технической возможности техпри­соединения энергопринимающих устройств и объ­ектов генерации к электрическим сетям, в утвержда­емую часть СиПР ЭЭС России включаться не будут, они будут учитываться в качестве исходных данных. Процесс реализации данных мероприятий регули­руется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей элек­трической энергии, объектов по производству элек­трической энергии, а также объектов электросетево­го хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённы­ми Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, а также непосредственно договорами об осу­ществлении технологического присоединения к элек­трическим сетям.

Кем и когда будет разрабатываться на региональном уровне СиПР?

Документы перспективного развития электро­энергетики разрабатываются Системным оператором с использованием перспективных расчётных моде­лей Единой энергетической системы России (начиная с 1 января 2024 года также с использованием перспек­тивных расчётных моделей технологически изолиро­ванных территориальных электроэнергетических си­стем), формируемых и поддерживаемых в актуальном состоянии Системным оператором на основе цифро­вых информационных моделей электроэнергетиче­ских систем (пункт 10 статьи 6.1 ФЗ № 35).

Каковы предполагаемые сроки разработки схемы и программы электроэнергетических систем России с учётом направления на согласование проектов кор­ректировок инвестиционных программ ПАО «ФСК» и ПАО «МРСК»?

Новая модель предполагает начало разработ­ки СиПР ЭЭС России на 2024-2029 годы с 01 марта 2023 года и утверждение Минэнерго России не позд­нее 01 декабря 2023 года. Процесс будет осуществлять­ся ежегодно. Утверждение Минэнерго России СиПР ЭЭС России на 2023-2028 годы — до 01.03.2023.

Когда планируется общественное обсуждение проек­та СиПР ЭЭС в рамках новой системы? / Где будут опу­бликованы извещения об обсуждениях и проект СиПР?

Для проведения общественного обсуждения Си­стемный оператор не позднее 1 сентября размещает на своем сайте в открытом доступе:

  • проект схемы и программы развития;
  • обосновывающие материалы;
  • уведомление о размещении проекта схемы и программы развития с указанием срока, в течение которого принимаются замечания и предложения участников общественного обсуждения и который составляет 30 календарных дней со дня размещения проекта схемы и программы развития, и информации о способе (способах) представления замечаний и пред­ложений. Общественное обсуждение проекта схемы и программы развития, разработанной на 2023-2028 годы (в текущем цикле разработки), осуществляется с учётом следующих особенностей:
    • в целях проведения общественного обсуждения проекта схемы и программы развития Системный опе­ратор размещает на своем сайте вышеуказанные доку­менты и информацию в срок до 10 января 2023 года;
    • срок общественного обсуждения составляет 10 календарных дней с даты опубликования проекта СиПР ЭЭС России.

Российская государственность, как и отечествен­ная энергосистема, устроены очень сложно. Отсюда — множество вопросов, вызванных индивидуальными особенностями регионов. Например, в Адыгее интере­суются, как республика может разрабатывать собствен­ный СиПР, если имеет единую энергосистему с Крас­нодарским краем?

Якутия, в свою очередь, спрашивает, войдут ли технологически изолированные районы республики в зону ответственности СО ЕЭС.

В Хакасии уточняют, надо ли будет согласовывать СиПР в ОИВ, если в республике фактически ведётся прямое управление со стороны СО ЕЭС.

Многих интересует, сохранится ли за регионами право проведения конкурсных отборов на строитель­ство возобновляемой энергетики на своей территории, или полномочия будут переданы Системному операто­ру? Как будут корректироваться СиПРы с изменением инвестиционных программ энергокомпаний? Плани­руется ли установить порядок урегулирования разно­гласий на уровне субъекта — до передачи схем разви­тия на утверждение в Минэнерго России? Планируется ли учитывать в СиПР установку накопителей энергии и на чьей стороне — генераторов, сетей, потребителей? Будут ли штрафоваться субъекты из-за ошибок в пла­нировании, если отклонение от факта произошло не по их вине, а из-за внешних воздействий? И т.д.

Вопросов очень много, и они требуют обстоятель­ных ответов до того, как новая модель планирования вступит в силу.

В целом, эксперты ожидают получить серьёзный эффект от внедрения централизованного подхода к планированию, который позволяет повышать каче­ство и прозрачность планирования, прогнозировать зоны возникновения энергодефицита, достигать ком­промисса между надёжностью и экономической эф­фективностью, наращивать уровень технологического развития отрасли.

Публикация подготовлена на основе материалов АО «СО ЕЭС»

«Вести в электроэнергетике», № 5, 2022