Изменения тарифов после передачи «Системному оператору» новых функций планирования будут незаметными - Минэнерго

СМИ о Системном операторе

28.08.2022 09:57

«Системный оператор» со следующего года будет ответственным за разработку основных документов планирования в электроэнергетике. О том, зачем потребовалась передача функций от регионов оператору и как это может отразиться на тарифах, «Интерфаксу» рассказал замминистра энергетики РФ Павел Сниккарс.

— Формирование программных документов в энергетике передали «Системному оператору». Почему такое решение было принято? Оператор же и раньше принимал участие во всех обсуждениях планов. На уровне регионов не справлялись с объемом, с формализацией?

— Нет. Уже лет пять заявляем о необходимости максимальной централизации системы планирования, чтобы основные исходные данные сохранялись, а количество не всегда обоснованных технически решений сокращалось. Кроме того, на уровне регионов возникают определенные запросы.

Да, вы правы, «Системный оператор» участвовал в согласовании региональных схем программ развития, но при этом в разных регионах качество проработки этих схем, именно технического проектного расчета, было разное — кто-то делал самостоятельно, кто-то нанимал проектные институты. И здесь нужно все это определенным образом централизовать, снять это обязательство постоянного поиска бюджетных средств для заказа указанной работы и ввести единые стандарты.

Просто если не менять эту систему на централизованную, оставить её в существующем виде, надо было бы выпустить достаточно большое количество разъясняющих методических рекомендаций, соответственно, осуществлять всю систему проверки, запускать контроль, то есть по большому счету совершать лишние действия. Мы посчитали это нецелесообразным.

Никто не говорит, что у субъектов отбирают возможность участия в планировании или они теряют эту функцию. Должны быть крупные инвестиционные проекты, которые утверждают руководители субъектов, которые должны быть публичны и открыты.

При этом хотелось бы все-таки связать все системы между собой. Нужно понимать, что проекты в схеме и программе развития должны были ограничиваться линиями 110 кВ, но при этом субъекты включали разные уровни напряжения, если считали что-то важным, и получалась «солянка». И когда все это пытались собрать в единый федеральный СиПР (схема и программа перспективного развития ЕЭС России — ИФ) как исходные данные, не всегда это получалось, потому что были некоторые противоречия между решениями ряда регионов. То есть они формально процедуру соблюдали, но принять решение по энергоснабжению отдельного субъекта невозможно, не понимая, каким это решение будет в объединенной энергосистеме в более укрупненном виде.

И, чтобы это всё убрать, перешли к централизованной системе планирования, которая станет двухуровневой. Первый уровень — генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на период 18 лет, второй уровень — это схема и программа развития электроэнергетических систем России на шестилетний период. Это и позволит создать четкий, методически связанный документ, единую СиПР, которая будет включать все региональные объекты соответствующих классов напряжений.

— А что останется регионам? В законе прописано, что они смогут рассматривать документы. «Рассматривать» — это принимать участие в обсуждении? Или что имеется в виду?

— Сами исходные данные формируются со стороны регионов для разработки программы: крупные инвестиционные проекты, дополнительные возможные технические решения. Регионы отвечают за прохождение осенне-зимнего периода, знают текущую ситуацию, какие инвестиционные проекты наиболее перспективны и реалистичны.

На регионах, во-первых, формирование исходных данных, во-вторых -рассмотрение уже предложенного варианта решения со стороны разработанного «Системным оператором» проекта СиПР. При этом ни одно из предложений регионов не останется незамеченным.

Регионы как исполняли значительную функцию в формировании этих документов — через исходные данные участвовали в рассмотрении и высказывали свои позиции, так и продолжат осуществлять её со своей стороны. Единственное, принятие решений будет иметь более централизованный характер и ответственность за эти технические решения будет обозначена единым образом.

— На «Системном операторе» уже будет ответственность целиком, получается?

— Да, конечно, то есть, специалисты оператора четко понимают, что отвечают за то, чтобы эта схема технически работала. И, если возникает определенный дефицит, либо еще что-то, надо совершать определенные действия.

Регионы же не будут молчать, они громко заявят о наличии конкретных возникших проблем. Сейчас происходит похожим образом, но мы создадим единые понятные всем правила «игры». Правила взаимодействия.

Сейчас зачастую складывается ситуация, когда регионы говорят: «Мы энергодефицитный регион, который включен в единую энергосистему». Мы говорим: «Как это возможно? Вы же в единой энергосистеме». — «Ну вот смотрите, у нас своей генерации мало, мы потребляем электроэнергию, которая производится на станциях, расположенных в других регионах». Мы отвечаем: «Мы же всей страной строили большие станции, у которых установленная мощность, например, более 4 ГВт, а потребление региона, в котором эта станция находится, меньше гигаватта. Конечно, надо будет выдавать электроэнергию вовне».

Нам важно найти рациональный баланс между излишним сетевым строительством, строительством генерации и формированием прогноза спроса, чтобы экономика была обеспечена необходимыми ресурсами. И будет вернее делать это «с головы».

— Поясните еще, пожалуйста, о каких именно программных документах, которые теперь будет разрабатывать оператор, идет речь? Генсхема размещения, что еще?

— Перечень таких документов четко обозначен в законе, что мы тоже относим к достижениям. Теперь все одинаково понимают, какие документы определяют перспективное планирование электроэнергетики. Так вот таких документов, как я уже говорил два — генеральная схема размещения объектов электроэнергетики и схема и программа развития электроэнергетических систем России.

Если еще говорить о статистике, то в 2022 году из 85 региональных схем утверждено только 70. При этом в срок до 1 мая, в который они должны были быть утверждены, чтобы мы могли их использовать в дальнейшем в инвестиционном планировании, утверждены только 65. Исходя из этой статистики, можно сказать, что уже 20 регионов не имеют документа перспективного планирования, на который можно опираться при формировании и рассмотрении инвестиционных программ. Очевидно, нужны изменения.

— Каждый год так происходит?

— Мы постоянно обращали внимание на то, что субъекты должны делать это своевременно и вели работу по упорядочиванию этих процессов на протяжении последних десяти лет. На старте системы ситуация была еще критичнее. Но подходят моменты, когда достигается предел эффективности различных систем. Для системы перспективного планирования он стал очевиден в последние 3-4 года.

— Уточню еще по атомной энергетике. Эти проекты будут в ведении «Системного оператора»?

— Основным документом будет генеральная схема (размещения объектов электроэнергетики — ИФ). Все основные крупные станции, в том числе атомные, будут включены в неё. Невозможно свести весь баланс, не понимая всю рациональную структуру генерации — доли атомных, гидроэлектростанций, ветряных станций должны учитываться, нужно учитывать все крупные станции, строительство линий электропередачи. Генеральная схема размещения объектов, она как раз формирует основной баланс, и строительство атомных станций будет также рассматриваться именно в этом документе. Срок его полноценной разработки составит порядка двух лет.

— В течение двух лет ее актуализируют, получается? Потому что у нас же последняя версия генсхемы от 2017 года?

— Подготовку к этой работе мы начинаем уже сейчас. Здесь нужно понимать, что следует ориентироваться на спрос. Есть ли сейчас представление, каким он будет?

Существуют некоторые факторы неопределенности в этом отношении с точки зрения акцентов по отдельным отраслям, санкционной политики, которую ведут отдельные страны. Возможно, это скажется на сдвигах и изменении самого экономического уклада и, как следствие, найдет отражение в электропотреблении. Поэтому работа по актуализации генсхемы будет продолжаться, но говорить сейчас о том, что мы за три месяца после этого сделаем новую систему, нельзя. У нас средний срок разработки и актуализации — два года. Поэтому, когда понимания будет чуть больше, мы уже обозначим более конкретные сроки.

— Вернемся к «Системному оператору». Ему передается большой объем работы. Нет опасений, что он будет перегружен? Тариф оператора на этом фоне вырастет? Наверняка нужно будет нанимать новых людей...

— Надо понимать, что субъекты Российской Федерации использовали средства на планирование из своих бюджетов, нанимали проектные институты. Это фактически была нагрузка через поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации. Сейчас мы говорим о том, что этим должно заниматься отраслевое, компетентное, профессиональное, уполномоченное законом на осуществление диспетчерской деятельности общество. Да, это потребует дополнительного привлечения людей, но не в таких масштабах, как ранее.

Почему мы выбрали «Системный оператор»? Если создавать эту функцию заново, допустим, отдельные проектные институты, то получилось бы в три раза дороже. То есть, прирост затрат в «Системном операторе» минимален из-за оптимальности обеспечения доступа к информации, ответственности за принятые решения и возможностей его разветвленной оргструктуры. Поэтому, да, изменения в тарифно-балансовой сфере произойдут, но они будут незаметными.

— Эти изменения со следующего года отразятся?

— Мы начали эту процедуру в этом году, провели в четверг всероссийское совещание по новой системе планирования, запросили все исходные данные. «Системный оператор» уже приступил к формированию первой схемы и программы развития электроэнергетических систем России. Впервые она будет утверждена весной 2023 года.

— В законе помимо разработки вот этих программных документов «Системный оператор» обязуется бесплатно предоставлять расчетные модели для техприсоединений, строительства и так далее. Это же тоже очень большой объем работы. Предполагается, что он всегда будет бесплатным или, возможно, в дальнейшем перестанет таким быть?

— Всегда. Как этот процесс будет организован сейчас «Системным оператором», пока обсуждаем. Возможно, это будет по образу и подобию работы администратора торговой системы (АТС — ИФ). Вы зарегистрировались, завели личный кабинет на сайте, то есть вы совершили организационные действия и получили доступ к той или иной модели, которая нужна для последующего ее использования в работе.

У нас нет идеи, что эта функция будет платной. Это некий социальный договор. Профессиональный исполнитель реализует эту функцию централизовано, согласует со всеми субъектами, субъекты дают исходные данные, которые он использует, верифицирует. Эти исходные данные в виде результатов потом будут представлены в определенной укрупненной модели. Проектировщикам, профессиональным участникам рынка, возможно, проектным институтам потребуются эти актуальные модели. Чтобы не приходилось их искать, актуализировать, тратить на это дополнительные силы и средства, оператор будет выдавать эти модели, но с учетом всех тех ограничений, которые установлены в действующем законодательстве.

По материалам пресс-центра Минэнерго РФ