Фаза глубоких преобразований

СМИ о Системном операторе

01.07.2021 12:25

В последние годы глобальный энергетический ландшафт переживает фазу глубоких преобразований. Изменения в основном связаны с растущим вниманием к проблемам окружающей среды, целями по декарбонизации всех секторов энергетики, значимыми технологическими изменениями на стороне потребителей в связи с глубокой автоматизацией и цифровизацией их технологических процессов, уверен Председатель Правления АО «СО ЕЭС» Федор Опадчий.

«Большие энергосистемы продолжат свое развитие. Позиция по вопросу, является ли распределенная генерация альтернативой крупным энергосистемам, однозначна — нет, не является, — подчеркнул Федор Опадчий на сессии «Мировая электроэнергетика нового времени: вызовы и возможности» в рамках Петербургского международного экономического форума. — Напротив, развитие распределенной генерации и ВИЭ потребует дальнейшего развития и совершенствования больших энергосистем. Поскольку только они способны наиболее эффективно решать ключевые задачи надежности и безопасности энергоснабжения потребителей, поддерживать качество электроэнергии, а также за счет конкурентных рыночных механизмов обеспечивать максимальную экономическую эффективность производства электроэнергии».

Для многих стран необходимость передачи электроэнергии от крупных объектов ВИЭ к центрам питания уже стала основным драйвером развития сетевого комплекса.

Трансформация сетевого комплекса требует и изменения статуса потребителей, которые становятся все более активными участниками энергорынков. Потребители с собственной генерацией, накопителями готовы не только изменять собственное потребление по запросу энергосистемы, но и выдавать электро-энергию в сеть. Обеспечение такой возможности требует масштабной перестройки на уровне распределительных сетей.

Еще одним трендом развития больших энергосистем является участие потребителей в предоставлении дополнительных сервисов, востребованных большой энергосистемой. В частности, ресурсов управления спросом, регулирования напряжения и частоты.

«Необходимо развивать организационные и технические инструменты, позволяющие агрегировать в большую энергосистему ресурсы сотен и тысяч конечных потребителей, которые они готовы добровольно предложить на рыночных условиях», — отметил Федор Опадчий.

В качестве примера он привел пилотный проект Системного оператора по внедрению механизма управления спросом на электроэнергию.

«К настоящему моменту в балансировании спроса и предложения на оптовом рынке участвует уже более 300 конечных потребителей общим объемом 750 МВт, что сопоставимо с регулировочным диапазоном нескольких крупных блоков ГРЭС. Таким образом, создан новый рыночный механизм, позволяющий потребителям конкурировать с генерацией в секторе оптового рынка, ранее являвшегося исключительно сектором конкуренции поставщиков», — подчеркнул Председатель Правления АО «СО ЕЭС».

Важной задачей, стоящей перед отраслевыми регуляторами государств, в энергосистемах которых значимую долю занимает ВИЭ-генерация, имеющая, как известно, условно нулевую стоимость производства киловатт-часа, является корректировка традиционных моделей рынков электроэнергии и мощности. ВИЭ снижает спрос на электроэнергию, вырабатываемую традиционной генерацией и, соответственно, ее доход на оптовом рынке, при этом востребованность предоставляемых традиционной генерацией ресурсов поддержания надежности — регулирование частоты, напряжения, перетоков мощности не только не снижается, а существенно возрастает с увеличением доли ВИЭ в энергосистеме. Модели рынка должны быть адаптированы для корректной оценки таких ресурсов..

Славяна Румянцева, «Энергетика и промышленность России», № 11-12 (415-416), июнь 2021