В 2020 году обновлены основополагающие национальные стандарты серии «Стандартизация в Российской Федерации»

Пресс-релиз

25.11.2020 14:30

Новые редакции ГОСТ Р 1.1-2020 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации и проектные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности» и ГОСТ Р 1.2-2020 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены» вступили в силу 01.09.2020 и 01.11.2020 соответственно.

Работы по обновлению основополагающих ГОСТ Р 1.1 и ГОСТ Р 1.2 осуществлялись в рамках деятельности ТК 012 «Методология стандартизации» в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года. В обсуждении проектов ГОСТ Р 1.1 и ГОСТ Р 1.2 принял участие широкий круг организаций и технических комитетов по стандартизации, рассмотрение результатов публичного обсуждения проектов было проведено на площадке РСПП.

Среди наиболее значимых нововведений ГОСТ Р 1.1-2020 следует отметить:

  • обязанности ТК по поддержанию в актуальном состоянии фонда стандартов с введением понятия «профильных» и «смежных» ТК, а также механизма закрепления за ТК разработанных в нем стандартов;
  • появление механизмов исключения дублирования областей деятельности ТК (ПТК);
  • права и обязанности членов ТК, а также перечень функций и задач ТК, увязанные с законодательством о стандартизации и существующей̆ практикой;
  • порядок (алгоритм) взаимодействия ТК в смежных областях деятельности;
  • осуществление основной деятельности технических комитетов во ФГИС Росстандарта «БЕРЕСТА»;
  • обновленное типовое положение о ТК с учетом новых особенностей работы ТК, ограничение числа членов ТК (не менее 10 и не более 100), установление профессиональных требований к руководству технического комитета;
  • мониторинг применения ПНСТ.

Стандартом ГОСТ Р 1.1-2020 предусмотрен годовой переходный период, в течение которого все действующие технические комитеты должны привести свою деятельность, а также свои процедурные документы в соответствие требованиям нового основополагающего стандарта.

Новый ГОСТ Р 1.2-2020, описывающий процедуру разработки национальных стандартов, содержит следующие важные положения:

  • использование для разработки стандарта ФГИС «БЕРЕСТА», в том числе для проведения экспертизы (голосования) стандартов;
  • введение ограничения возможного срока публичного обсуждения до 90 дней (по решению Росстандарта до 120 дней), а также установление возможности введения стандарта в действие уже через 30 дней после его утверждения;
  • введение механизма взаимодействия со смежными ТК при разработке стандарта;
  • введение запрета на дублировать требований и правил действующих национальных стандартов в проектах документов по стандартизации;
  • возможность проведения ускоренной экспертизы в случае разработки ГОСТ Р на основе применения стандарта организации, который ранее проходил экспертизу в том же ТК;
  • введение формы мотивированного предложения ТК (ПТК) об утверждении стандарта, а также обновление формы отзыва на проект стандарта;
  • упорядочивание процедуры нормоконтроля и издательского редактирования, которая должна осуществляться уже после экспертизы проекта ГОСТ Р и голосования по вопросу об его утверждении в ТК;
  • исключение процедуры приостановки действия стандарта и закрепление процедуры отмены приказа о введении в действие ГОСТ Р (в связи с установленной недопустимостью применения действующего стандарта в существующем виде).

Отдельное внимание в новой редакции ГОСТ Р 1.2-2020, как и в ГОСТ Р 1.1-2020, уделено вопросам формирования фонда стандартов ТК и поддержания его в актуальном состоянии. В этой связи обновленные положения ГОСТ Р 1.2 предусматривают:

  • закрепление принятого стандарта за ТК приказом Росстандарта;
  • уточнение процедуры проверки стандартов с целью их обновления, включая обязательную проверку актуальности стандартов в течение пяти лет после их введения в действие, обновления или проверки актуальности, с последующим  информированием Росстандарта о результатах такой проверки;
  • информирование Росстандарта о результатах проверки актуальности стандартов (информация о стандартах, прошедших проверку актуальности, но не требующих обновления по результатам проверки, отражается в информационном указателе «Национальные стандарты»);
  • установление сроков принятия решений о необходимости обновления взаимосвязанного национального или межгосударственного стандарта, закрепленного за другим ТК.

Кроме того, в обновленных редакциях ГОСТ Р 1.1 и ГОСТ Р 1.2 используют понятие «института стандартизации», создание которого также предусмотрено Планом мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года. Соответствующие положения основополагающих стандартов включают в себя участие института стандартизации в процедурах создания ТК (ПТК), формировании программ стандартизации (ПНС) и контроля их реализации, обеспечении соблюдения интересов смежных ТК при проведении экспертизы стандартов и др., а также введение кураторов ТК из числа сотрудников института стандартизации.

Тексты основополагающих стандартов ГОСТ Р 1.1–2020 и ГОСТ Р 1.2–2020 размещены для ознакомления членов ТК 016 в разделе «Документы для членов ТК016 / Базовые стандарты и рекомендации».