Системный оператор оценил текущее состояние и перспективы развития энергосистемы Республики Коми для разработки программы освоения минерально-сырьевой базы Печорского региона

09.03.2010 15:48

Генеральный директор Филиала ОАО «СО ЕЭС» «Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Северо-Запада» (ОДУ Северо-Запада) Василий Синянский выступил с докладом «Энергосистема Республики Коми – текущее состояние и перспективы» на совместном заседании рабочих групп Совета по координации развития топливно-энергетического комплекса при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО).

На заседании, состоявшемся 26 февраля в Санкт-Петербурге, обсуждался первый этап разработки межрегиональной Программы развития минерально-сырьевых кластеров Печорского региона на период до 2030 года. Программа направлена на создание эффективного механизма межрегионального сотрудничества для освоения минерально-сырьевой базы углеводородов, углей и бокситов, а также развития транспортной и энергетической инфраструктуры Печорского региона на условиях государственно-частного партнерства. Печорский регион включает в себя основную часть Республики Коми, Ненецкого автономного округа и шельф Печорского моря. На территории Печорского региона расположены крупные месторождения полезных ископаемых: Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция, Печорский угольный бассейн и рудные узлы Тимана.

Поскольку ОАО «СО ЕЭС» осуществляет возложенные на него государством функции по управлению электроэнергетическими режимами и развитием Единой энергосистемы России,  на первом этапе разработки Программы Системный оператор привлечен в качестве эксперта по определению электроэнергетической обеспеченности проектов по освоению месторождений. Экспертное мнение Системного оператора необходимо для определения возможностей региональных энергосистем и энергообъединений по гарантированному и стабильному энергоснабжению проектов по добыче, переработке и транспортировке сырья.

В своем докладе Василий Синянский представил характеристику энергосистемы Республики Коми и перспективы ее развития до 2015–2030 годов. По его словам, республиканская энергосистема имеет необходимые резервы генерации для обеспечения электроснабжения развития минерально-сырьевых кластеров Печорского региона, однако из-за недостаточной пропускной способности электрических сетей резервы генерации  не могут быть направлены в районы добычи полезных ископаемых. Как отметил Василий Синянский, для решения этой проблемы потребители электроэнергии, заинтересованные в ее получении от генерирующих объектов ЕЭС России, должны совместно с ОАО «ФСК ЕЭС» и распределительными сетевыми компаниями региона обеспечить развитие электросетевой инфраструктуры в объемах, необходимых для их технологического присоединения.

Первый этап разработки программы предполагает систематизацию сведений, полученных от всех участников проекта, и обоснование необходимости разработки месторождений. Результатом работы станет представленная в виде электронной модели схема размещения минерально-сырьевых кластеров углеводородов, углей и бокситов Печорского региона, оценка их ресурсной, транспортной, энергетической и кадровой обеспеченности. На втором этапе будут разработаны скоординированные межрегиональные подпрограммы геологоразведочных работ и лицензирования, развития транспортной и перерабатывающей инфраструктуры, энергетического сектора, подготовки кадров.

По итогам заседания принято решение продолжить работу по обоснованию разработки межрегиональной Программы развития минерально-сырьевых кластеров Печорского региона на период до 2030 года с учетом программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, отраслевых и федеральных программ. Проект обоснования межрегиональной программы освоения минерально-сырьевой базы углеводородов, углей и бокситов, развития транспортной и энергетической инфраструктуры Печорского региона будет представлен на рассмотрение Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства  минерально-сырьевой базы до конца 2010 года.

По словам заместителя полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Евгения Лукьянова, успешная реализация программы возможна при условии эффективного межрегионального сотрудничества и выстраивания единой межрегиональной инфраструктурной системы – энергетической и транспортной. «Для развития инфраструктуры требуется принятие системных решений, соответствующая поддержка на государственном уровне, финансовое обеспечения реализации инфраструктурных проектов, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства», ─ отметил Евгений Лукьянов.

В совместном заседании рабочих групп Совета по координации развития топливно-энергетического комплекса при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО приняли участие представители органов исполнительной власти Республики Коми, Ненецкого автономного округа и Архангельской области, руководители Филиала ОАО «СО ЕЭС» ОДУ Северо-Запада, Филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Северо-Запада, ОАО «МРСК Северо-Запада», ОАО «ТГК-2», ОАО «ТГК-9», научно-исследовательских  институтов и региональных компаний топливно-энергетического комплекса.

Информация о Совете по координации развития ТЭК при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО

Совет по координации развития топливно-энергетического комплекса при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе создан в марте 2008 года  в  целях реализации в Северо-Западном федеральном округе государственной политики в области развития топливно-энергетического комплекса и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и бизнеса.  Основная задача Совета – реализации государственной политики и координация деятельности в сфере ТЭК СЗФО в рыночных условиях, содействие субъектам РФ в опережающем и сбалансированном развитии топливно-энергетического комплекса.

Совет сформирован из представителей исполнительных органов власти субъектов РФ, входящих в СЗФО, руководителей федеральных министерств и руководителей топливно-энергетических компаний, осуществляющих свою деятельность на территории округа. Среди них ОАО «МРСК Северо-Запада», ОАО «Атомэнергопром», ОАО «СевзапНТЦ», ОАО «МЭС Северо-Запада», Филиал ОАО «СО ЕЭС» ОДУ Северо-Запада,  ОАО «ТГК-1», ОАО «ТГК-2», ОАО  «ТГК-9», ОАО «ОГК-2», ОАО «ОГК-3», ОАО «ОГК-6», ОАО «Ленэнерго», ОАО «Янтарьэнерго», НК «Лукойл», ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез», ОАО «Газпром», ОАО «ЛОУЭК», Северо-Западный филиал ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике».