К вопросу о повышении эффективности и устойчивости работы ЕЭС России в условиях рынка
СМИ о Системном операторе
Уже более пяти лет в России существует рынок мощности. За эти годы Единая энергосистема значительно изменились – введены сотни сетевых объектов, десятки гигаватт современной эффективной высокоманевренной генерации, высокими темпами идет внедрение средств и систем управления электроэнергетическим режимом. Изменились и экономические условия. Существующие рыночные механизмы все меньше соответствуют современным условиям функционирования энергетики. И это заставляет всех участников и регуляторов рынка задуматься об изменении действующей рыночной модели.
Среди основных препятствий к повышению эффективности работы ЕЭС России можно назвать:
- существенный избыток генерирующих мощностей, невостребованных рынком,
- отсутствие в правилах рынка действенного экономического механизма вывода из эксплуатации неэффективного оборудования,
- попадание в состав отобранных по правилам рынка мощностей устаревшего генерирующего оборудования, объективно находящегося не в лучшем эксплуатационном и техническом состоянии, вытесняющего при этом часть более современного и надежного генерирующего оборудования.
Угроза возникновения данной проблемы не была очевидной вплоть до конца 2000-х годов в связи с тем, что из-за застойных явлений в электроэнергетике, продолжавшихся с 1990-х годов, темпы развития генерации отставали от развития промышленности и экономики, т.е., от роста спроса на электроэнергию и мощность.
С запуском механизма стимулирования строительства новой генерации в виде договоров поставки мощности (ДПМ) на оптовый рынок, вызвавшего интенсивный рост вводов, начиная с 2010 года, который наложился на период низкого роста спроса, проблема отсутствия экономических стимулов для вывода с рынка неэффективных и избыточных генерирующих мощностей стала очевидной.
Объемы вводов, учтенные в КОМ, МВт
Год КОМ | ДПМ | АЭС | ГЭС | cуммарный прирост | |
мощность | прирост | ||||
2010 - 2012 | 11 960 | 10 839 | 1 000 | 29 | 11 868 |
2013 | 2 093 | 1 643 | 1 000 | 0 | 2 643 |
2014 | 4 324 | 3 592 | 0 | 0 | 3 592 |
2015 | 5 805 | 5 455 | 1 950 | 240 | 7 645 |
2016 | 1 531 | 1 451 | 2 356 | 342 | 4 149 |
2017 | 2 007 | 2 007 | 1 180 | 420 | 3 607 |
2018 | 0 | 0 | 1 176 | 420 | 1 596 |
2019 | 0 | 0 | 1 070 | 0 | 1 070 |
Итого | 27 720 | 24 987 | 9 732 | 1 451 | 36 170 |
Прогноз максимума потребления мощности ЕЭС России в соответствии с проектом СиПР ЕЭС России на 2015–2021 годы, ГВт
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
базовый вариант | 147,1 | 154,7 | 155,7 | 157,1 | 159,6 | 161,0 | 162,2 | 162,9 | 163,5 |
оптимистичный вариант | 147,1 | 154,7 | 156,6 | 158,9 | 162,3 | 164,7 | 166,5 | 167,8 | 169,1 |
Факт | 147,1 | 154,7 |
|
|
|
|
|
|
|
Фактические объемы вывода из эксплуатации в период 2010-2014 гг., МВт
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
ЕЭС России из них: | 1 007 | 1 507 | 1 911 | 684 | 1 763 |
ОЭС Северо-Запада | 100 | 44 | 191 | 135 | 67 |
ОЭС Центра | 71 | 220 | 481 | 190 | 285 |
ОЭС Юга | 8 | 404 | 64 | 0 | 404 |
ОЭС Средней Волги | 130 | 621 | 200 | 50 | 31 |
ОЭС Урала | 505 | 42 | 704 | 134 | 859 |
ОЭС Сибири | 193 | 139 | 253 | 175 | 117 |
ОЭС Востока | 0 | 37 | 18 | 0 | 0 |
Демонтажи в проекте Схемы и программы развития (СиПР) ЕЭС России на 2015-2021 гг. (установленная мощность), МВт
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2015-2021 | |
Заявленные собственниками | 2 056,8 | 3 818,5 | 2 517,5 | 2 408 | 2 631 | 1 934 | 1 800 | 17 165,8 |
из них АЭС | 417 | 417 | 1 440 | 440 | 1 000 | 3 714 | ||
гарантированные демонтажи (суммарные), из них: | 1 245,8 | 2 807,5 | 1 321 | 1 167 | 16 | 1040 | 7 597,3 | |
ОЭС Северо-Запада | 30,5 | 22 | 1 000 | 1 000 | 2 052,5 | |||
ОЭС Центра | 688,8 | 1 896 | 780 | 40 | 3 404,8 | |||
ОЭС Юга | 72 | 36 | 108 | |||||
ОЭС Средней Волги | 18 | 25 | 190 | 16 | 249 | |||
ОЭС Урала | 367 | 779 | 182 | 1 328 | ||||
ОЭС Сибири | 100 | 147 | 167 | 414 | ||||
ОЭС Востока | 41 | 41 |
Сохранение такого неэффективного в рыночных условиях и избыточного по балансу ЕЭС России оборудования приводит к дополнительным затратам потребителей и снижению надежности работы ЕЭС России.
Конкурентный отбор мощности (КОМ) на 2015 год показал наличие в ЕЭС России избытков мощностей в объеме 15,4 ГВт. С учетом реализуемых в настоящее время проектов по вводу новых мощностей и оценки динамики роста потребления, избытки мощности в кратко- и среднесрочной перспективе будут расти, достигая величины 20 ГВт.
Действующие Правила оптового рынка электрической энергии и мощности не формируют экономических стимулов выводить избыточное оборудование из эксплуатации.
Во-первых, они содержат в себе «лазейку» для собственников такого оборудования – процедуру, позволяющую сохранять его в работе и получать средства с рынка в объеме, существенно превышающем рыночные цены, за счет получения статуса «вынужденного генератора».
Единожды получив статус «вынужденный генератор» и располагая информацией об отсутствии вводов сетевых или генерирующих объектов, или изменении режимов работы теплосети, собственник может намеренно подавать высокие заявки в КОМ следующего года, чтобы воспользоваться механизмом «вынужденный генератор» для получения более высокой оплаты, чем цена КОМ.
В действующих правилах рынка мощности владелец генерирующего оборудования может получить максимальный экономический эффект, применяя стратегию, при которой цены в заявках на КОМ формируются не в соответствии с эффективностью производства электроэнергии, а исходя из риска неотбора:
- в отношении генераторов, которые заведомо могут быть выведены из эксплуатации, подаются низкие ценовые заявки, обеспечивающие гарантированное прохождение КОМ и получение платы за мощность;
- на генераторы, вывод из эксплуатации, которых невозможен (экономически нецелесообразен из-за высокой стоимости замещающих мероприятий), подаются самые дорогие заявки, т.к. риски неоплаты мощности в случае их неотбора в КОМ минимален.
В этой связи основной негативный эффект от прохождения в КОМ мало востребованных мощностей, вывод из эксплуатации, которых не приводит к рискам нарушения энергоснабжения, заключается в вытеснении из числа отобранных в КОМ востребованных генерирующих объектов, вывод которых приводит к рискам нарушения энергоснабжения. В результате потребители оплачивают по рыночной цене и прошедшие КОМ объемы мощности и дополнительные объемы мощности вынужденных генераторов.
Во-вторых, заложенный в действующих правилах рынка мощности подход, основанный на экономических принципах отбора, может быть эффективным только в условиях, когда к конкурентному отбору не допускаются генерирующие мощности, техническое состояние которых, способность вырабатывать мощность и устойчиво нести заданную нагрузку, вызывают сомнения.
Поскольку в существующих правилах рынка такие ограничения отсутствуют, собственники устаревшего, ненадежного и малоэффективного оборудования имеют возможность минимизировать свои затраты, не выполняя мероприятий для поддержания надлежащего уровня эксплуатационного состояния, отказываясь от необходимых ремонтов и модернизации. Подобная экономия приводит к деградации состояния оборудования, снижению надежности, но дает таким собственникам преимущество в виде низкой цены, позволяющей проходить отбор.
В то же время, современное эффективное и надежное оборудование оказывается неотобранным из-за неизбежно более высокой цены, вызванной понесенными собственниками затратами на качественные ремонты, модернизацию, аттестацию и поддержание надлежащего уровня эксплуатационного состояния.
Иными словами, собственники оборудования, минимизирующие свои расходы в ущерб надежности и работоспособности, получают дополнительный источник финансирования с рынка мощности, в то время, как владельцы генерирующих активов, занимающиеся поддержанием высокого уровня их эксплуатационного состояния, такого источника лишаются.
Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства от 24.12.2010 № 1172, и Приказом Минэнерго от 07.09.2010 № 430 были предусмотрены механизмы, стимулирующие вывод из эксплуатации устаревшего и неэффективного генерирующего оборудования (действовали при проведении КОМ на 2011 - 2013 годы).
К участию в КОМ не допускалось генерирующее оборудование, не соответствующее следующим минимальным техническим требованиям:
«возраст» старше 55 лет, низкие технические параметры – давление острого пара 9Мпа и ниже.
Не допущено в КОМ 2011-2014, МВт
год КОМ | год выпуска | Установленная мощность | Располагаемая мощность |
2011 | 2 341 | 775 | |
2012 | до 1952 | 3 074 | 1 562 |
2013 | до 1956 | 5 328 | 4 593 |
2014 | - | - |
За период применения минимальных технических требований выведено из эксплуатации 1,9 ГВт устаревших и неэффективных мощностей.
При этом значительная часть оборудования, не соответствующего минимальным техническим требованиям, была признана «вынужденной по теплу» и получала оплату мощности.
В КОМ 2014 технические требования к генерирующему оборудованию не учитывались.
Постановлением Правительства РФ от 16.08.2014 № 820, для проведения КОМ на 2015 и последующие годы возвращена норма, ограничивающая допуск устаревшего и неэффективного генерирующего оборудования.
Не допущено в КОМ 2015,2016, МВт
Год КОМ | Год выпуска | Установленная мощность | Располагаемая мощность | |
2015 | до 1960 | Всего, в т.ч. | 7 654 | 5 871 |
не допущено к КОМ (КИУМ ≤8%) | 688 | 652 | ||
2016 | до 1961 | Всего, в т.ч. | 7 914 | 6 088 |
не допущено к КОМ (КИУМ ≤8%) | 929 | 758 |
Повышение эффективности и надежности функционирования ЕЭС России, снижение платежей потребителей за мощность, могут быть достигнуты путем запуска механизмов, обеспечивающих вывод из эксплуатации дорогих объектов генерации, временный вывод из активной эксплуатации избыточных объемов генерирующих мощностей и установление общеобязательных требований к энергетическому оборудованию:
1. вывода из эксплуатации локально востребованных объектов со стоимостью производства существенно выше рыночной. Физический вывод из эксплуатации востребованного, но неэффективного в рыночных условиях оборудования потребует реализации замещающих мероприятий по строительству нового или модернизации действующего оборудования. Реализация таких мероприятий экономически целесообразна, если их стоимость ниже стоимости поддержания действующего оборудования в работе;
2. консервации – перевода избыточных мощностей в долгосрочный резерв. Часть невостребованных мощностей может потребоваться в будущем и поэтому должна быть временно выведена из активной эксплуатации при сохранении возможности задействовать их в аварийных ситуациях – законсервирована. Затраты собственника на содержание оборудования в состоянии консервации и обеспечение готовности к расконсервации только в случае аварийных ситуаций, объективно ниже, чем затраты на поддержание постоянной готовности оборудования к работе. В настоящий момент экономика находится в фазе изменений, а в отрасли присутствует риск возникновения одновременной неработоспособности целых групп однотипного оборудования, не производящегося в России. В этих условиях безответственно принимать безвозвратные решения типа полного вывода из эксплуатации всего избыточного оборудования, и необходимо иметь возможность принимать решение о сохранении в работе или окончательном выводе из эксплуатации в зависимости от динамики спроса и предложения в энергоузлах и в целом по энергосистеме.
3. ограничения участия в КОМ оборудования, техническое состояние которого, способность вырабатывать мощность и устойчиво нести заданную нагрузку, вызывают сомнения. Локальным решением является установление жестких минимальных технических требований к оборудованию, заявляющемуся на КОМ. Системное решение – установление перечня общеобязательных требований к объектам электроэнергетики, являющегося частью создаваемой в отрасли системы нормативного регулирования технологической деятельности.