Где находится главный рубильник

СМИ о Системном операторе

22.07.2011 13:39

Все, кто проезжал по улице 50 лет НЛМК в областном центре к гипермаркету «Метро», не могли не обратить внимания на здание необычной архитектуры за кованым забором. Это действительно необычный объект, и не только по форме, но и по содержанию. Здесь расположен филиал ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» (СО ЕЭС) России — региональное диспетчерское управление (РДУ) энергосистемы Липецкой области, или, коротко, центр Липецкого РДУ.

Вчера журналистам областных СМИ была предоставлена возможность поближе познакомиться с этим уникальным стратегическим объектом региона: руководством Системного оператора был организован специальный пресс-тур. Одновременно была презентована программа «Энергосистема Липецкой области: текущее состояние и перспективы развития». А увлекательный рассказ и показ всех структур диспетчерского центра провели советник генерального директора РДУ по ЦФО Владимир Рясин и его директор Евгений Хитрых.

Как отметил Владимир Рясин, встреча с журналистами приурочена к трем информационным событиям: девятилетию Системного оператора ЕЭС, восьмилетию Липецкого РДУ и вводу в эксплуатацию нового диспетчерского центра.

— Такое замечательное здание возвели специалисты акционерного общества «Спецфундаментстрой» по плану модернизации филиалов Системного оператора, осуществляющего централизованное оперативно-диспетчерское управление Единой энергосистемой России, — пояснил Евгений Хитрых. — Пока в стране таких диспетчерских центров, оснащенных новейшими системами связи, всего три. Здесь все продумано до мелочей. Современный уровень и высокое качество оснащения всех служб, мест отдыха дежурного персонала.

Если суммировать впечатление от увиденного, то диспетчерский центр в том виде, каким он создан, можно уподобить подводной лодке с множеством степеней надежности. Связь с миром, то есть со всеми действующими объектами энергосистемы области, а также Системным оператором страны сверхнадежная, а сбор информации и выдача команд ведется в режиме реального времени. Все технологические помещения, окрестная территория находятся под неусыпным наблюдением — без соответствующего допуска, как говорится, муха не пролетит. И эти меры пояснения не требуют.

Огромное значение в функционировании центра играет надежная связь. Узел связи, по сути, является его «сердцем и мозгом», а основное и резервное его оборудование в любой промежуток времени должно бесперебойно обеспечивать работу диспетчеров. Важнейшее внимание уделено и энергообеспечению объекта, для чего предусмотрены три резервные схемы питания оборудования оперативно-диспетчерского управления. Ведется и постоянный мониторинг почти всех инженерных систем. Все сделано ради надежного функционирования диспетчерского центра.

Журналистов провели и в святая святых — диспетчерский зал. Перед диспетчером — видеопроекционный экран со схемой всех объектов энергосистемы, управление которыми ведется. Именно отсюда уходят обязательные для исполнения команды всем структурам энергосистемы, обеспечивается их исполнение. Диспетчерский щит в режиме реального времени отражает все процессы, происходящие на объектах. Например, частота тока отслеживается долями секунды.

Информация поступает по каналам диспетчерской связи — звуковой и телеметрической. Решение диспетчерского центра, по закону, является обязательным для субъектов энергосистемы. При этом вся система диспетчеризации страны работает на восемь часовых поясов и синхронизирована по всем регионам.

В штате РДУ — 68 человек, из них 12 — диспетчеры, которые осуществляют круглосуточное оперативное управление энергосистемой. Квалификация их высочайшая. Тем не менее 20 процентов рабочего времени персоналу отводится на подготовку и самоподготовку. Для чего предусмотрен специальный тренажерный пункт. Здесь моделируются все возможные ситуации, которые могут возникнуть на объектах энергосистемы, и, следовательно, должны быть приняты оперативные, а главное, правильные управленческие решения.

Подчеркнем, спрос к знаниям — жесточайший, поскольку сбой или ошибка при диспетчеризации могут не только привести к нарушению жизнедеятельности территории, но и причинить немалый экономический ущерб. Контрольная тренировка диспетчеров — раз в квартал, учебные — ежемесячно. Кстати, РДУ, которая входит в зону оперативно-диспетчерского управления центра, дважды выигрывало первое место в соревнованиях диспетчеров. А это — показатель высокого профессионализма липчан.

А чтобы персонал был всегда в «олимпийской форме», в центре предусмотрено все для поддержания высокой рабочей формы — физической и психологической: удобные помещения для отдыха, питания, есть комната психологической разгрузки, где установлены массажные кресла, создана соответствующая атмосфера для релаксации, медицинская комната.

Все, что было показано журналистам, словами не передать, тем более что многое пришлось бы объяснять с использованием технических терминов. Но уже из того, что сказано выше, становится ясным: Липецкое РДУ — объект уникальный, надежный, здесь трудятся специалисты высочайшего уровня. Да это и понятно: объект в жизнеобеспечении области — важнейший.

22.07.2011 "Липецкая газета", Владимир Петров