Интервью Первого заместителя Председателя Правления ОАО «СО ЕЭС» Н.Г.Шульгинова о разработанных Правилах технологического функционирования электроэнергетических систем
СМИ о Системном операторе
В 2013 году завершена разработка Правил технологического функционирования электроэнергетических систем - базового отраслевого документа, формирующего единые для всех субъектов отрасли технические правила и устанавливающего обязательные требования, обеспечивающие надежное функционирование и развитие ЕЭС России. Написание проекта правил и последующее его согласование с отраслевым энергетическим сообществом длилось четыре года. Финальным этапом этой работы стало общественное обсуждение документа на портале regulation.gov.ru, которое завершилось в декабре прошлого года. ОАО «СО ЕЭС» принимало непосредственное участие в разработке документа и не понаслышке знает, что такое энергосистема и как она работает. О том, что представляют собой Правила, зачем они нужны и насколько актуальны, рассказывает первый заместитель Председателя Правления ОАО «СО ЕЭС» Николай ШУЛЬГИНОВ.
- Николай Григорьевич, что определяют Правила технологического функционирования электроэнергетических систем?
Правила технологического функционирования электроэнергетических систем устанавливают технологические основы надежного функционирования и развития Единой энергетической системы России. Они определяют минимально необходимые технические требования, правила, принципы и условия совместной работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в составе энергосистемы. Правила определяют «границы допустимого» и «пределы возможного» для линий электропередачи, оборудования, устройств, в целом электростанций и подстанций в части тех аспектов их работы, которые значимы для нормального функционирования энергосистемы.
- То есть требования Правил направлены на обеспечение надежной работы всей энергосистемы?
- Безусловно. Единая энергосистема – это сложнейший технологический комплекс, связывающий общим электроэнергетическим режимом тысячи объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в непрерывном едином процессе производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии. Энергосистема и режимы ее работы характеризуются целым набором параметров. Постоянное нахождение их в области допустимых значений является одним из главных условий устойчивой и надежной работы энергосистемы и основной задачей, решаемой Системным оператором.
Но установления требований только к этим параметрам для нормальной работы энергосистемы недостаточно. Энергосистему нельзя рассматривать как нечто отдельное, не связанное с составляющими ее элементами - линиями электропередачи, электростанциями, подстанциями, энергопринимающими установками, входящими в их состав оборудованием и устройствами. Важно и необходимо, чтобы все эти элементы обладали определенными характеристиками, позволяющими им работать совместно, не ухудшая режимов работы других объектов и энергосистемы в целом. Для этого соответствующие характеристики и параметры объектов электроэнергетики, их оборудования и устройств, обеспечивающие возможность работы в составе энергосистемы, должны быть предусмотрены еще на стадии проектирования, реализованы в процессе строительства (реконструкции) и поддерживаться на протяжении всего периода их эксплуатации.
Это касается в том числе и параметров, требования к которым исходят из естественных физических процессов: в энергосистеме всегда будут возникать короткие замыкания, сопровождающиеся большими значениями токов, асинхронные режимы, коммутационные перенапряжения, электродинамические нагрузки на оборудование. Никто никогда не исключит возможность отказа в работе оборудования и устройств, появление в энергосистеме динамически продолжительных токовых перегрузок на оборудовании. В любой энергосистеме неизбежно существуют колебательные процессы, наличие которых определяет необходимость их демпфировать. Любой объект в составе энергосистемы изначально должен быть готов к работе в таких условиях и, соответственно, отвечать обусловленным ими требованиям.
Соблюдение единых, обязательных для всех субъектов электроэнергетики правил является главным условием надежной и безопасной работы как энергосистемы, так и отрасли в целом.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее, какие процессы, характеристики, области взаимодействия регламентируют Правила и на какие объекты распространяются?
- Как я уже сказал, предмет регулирования Правил ограничен вопросами, связанными с функционированием объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок в составе энергосистемы. Именно поэтому действие Правил распространяется только на объекты, оказывающие значимое влияние на работу энергосистемы – генерирующие объекты, объекты Единой национальной (общероссийской) электрической сети и другие объекты электросетевого хозяйства классом напряжения 110 кВ и выше, а также энергопринимающие установки потребителей в части условий их работы в составе энергосистемы.
Правила содержат требования к планированию развития, планированию и управлению режимами работы энергосистем, к организации и осуществлению оперативно-диспетчерского управления и оперативно-технологического управления в электроэнергетике, устанавливают порядок и условия взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии в целях обеспечения надежного и устойчивого функционирования электроэнергетической системы, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.
Кроме того, Правила устанавливают системные требования к линиям электропередачи, оборудованию электрических станций и сетей, электроустановкам потребителей, обеспечивающие возможность их работы в составе энергосистемы, определяют требования к релейной защите и автоматике, информационно-технологической инфраструктуре, организации работы с персоналом субъектов электроэнергетики и т.д.
Все вышеперечисленные требования составляют основу существования Единой энергосистемы.
- Но ведь многие из этих требований хорошо знакомы субъектам электроэнергетики?
- Я бы даже сказал, что подавляющее большинство требований Правил – это ранее нормативно закрепленные в отраслевых документах требования, которые сейчас выполняются «по старой памяти». Правилами также закрепляются на нормативном уровне требования, фактически выполняемые субъектами электроэнергетики, несмотря на их отсутствие в существующей нормативно-технической документации.
Часть действующих в настоящее время требований дополнена механизмами и принципами их реализации. Это позволит установить четкий перечень и порядок выполнения обязательных требований, повысить прозрачность функционирования энергокомпаний и предотвратить возможность принятия неэффективных решений.
Ряд требований, устанавливаемых Правилами, смягчены относительно действующих в настоящее время. Например, персоналу ГЭС предоставлено право самостоятельно определять состав включенных в работу гидрогенераторов в целях выполнения заданного диспетчерского графика. Данное требование минимизирует время, необходимое оперативному персоналу для изменения режима работы ГЭС, увеличивает возможность применения внутристанционной оптимизации, направленной на увеличение общей эффективности ГЭС. Еще один пример - введено требование, которое исключает необходимость субъекту электроэнергетики обеспечивать каналы связи для передачи телеметрической информации с одного объекта электроэнергетики в несколько диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления. После ввода Правил собственникам достаточно будет обеспечить передачу телеметрической информации только в один диспетчерский центр.
А некоторые из существующих требований Правилами вообще исключаются. Например, теперь не нужно будет в обязательном порядке устанавливать два и более устройства основных защит на кабельных линиях электропередачи.
Конечно же, Правила содержат и новые нормы, в основном разработанные с учетом сложившейся практики ликвидации крупных аварий, анализа опыта функционирования ЕЭС России, изменений в принципах взаимоотношений между субъектами электроэнергетики в «постреформенный» период и необходимости решения актуальных задач, стоящих перед отраслью.
- В конце прошлого года в прессе и в интернете было много публикаций о том, что принятие Правил приведет к гигантским затратам со стороны субъектов отрасли. Называлась фантастическая сумма в 300 млрд рублей. Неужели принятие Правил потребует таких расходов и замены почти всего введенного в последние годы оборудования?
- Нет, не потребует. Понятно, что эти выступления в большинстве случаев имели заказной характер и были инициированы незаинтересованными в установлении четких и прозрачных требований субъектами, получающими дополнительные «дивиденды» от работы на российском электроэнергетическом рынке без единых технологических «правил игры». Отсутствие закрепленных на нормативном уровне обязательных технических требований дает им дополнительные возможности экономить на важных для всех вопросах обеспечения устойчивой работы энергосистемы.
Правила не предусматривают модернизации электроэнергетического и электротехнического оборудования, работающего в составе Единой энергетической системы России. В основной своей части оборудование ЕЭС России соответствует требованиям, указанным в проекте Правил, поскольку сходные требования применялись при проектировании, строительстве и эксплуатации энергосистемы в СССР, а впоследствии, до середины 2000-х годов - и в Российской Федерации.
Для действующего оборудования, характеристики которого не соответствуют адаптированным к современным условиям требованиям, а также для начатых реализацией проектов, под которые уже выполнено проектирование и/или законтрактовано оборудование, сделаны отступления в виде сроков или условий вступления таких требований в силу либо оговорки о возможности неприменения к этим объектам соответствующих требований. Такого рода отступления предусмотрены, например, для требований к продолжительности работы генерирующего оборудования в определенных диапазонах частот электрического тока, к нижнему пределу регулировочного диапазона газомазутных и пылеугольных энергоблоков, к созданию резервного топливного хозяйства и запасов резервного или аварийного топлива на ТЭС, в отношении требования к возможности работы парогазовых установок с отключенной паровой турбиной или неполным составом газотурбинных установок и т.д.
Причем, что немаловажно, сроки введения в действие всех вышеуказанных требований определялись при непосредственном участии генерирующих компаний, с учетом их текущих возможностей.
Новые правила и требования, для реализации которых необходима реконструкция, модернизация оборудования, распространяются только на вновь сооружаемые и комплексно реконструируемые объекты электроэнергетики. При этом никакого проведения специальной кампании по замене существующего оборудования в целях приведения его в соответствие с Правилами не предполагается.
Таким образом, принятие Правил не способно привести к дополнительным затратам субъектов отрасли и вызвать рост тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей. К слову, и мы и Минэнерго России просили авторов «алармистких» сценариев предоставить методику проведения ими расчетов, подтверждающую озвученные фантастические многомиллиардные суммы, но так ее и не получили.
- Насколько требования Правил выполнимы для отечественного машиностроения и не приведут ли они к снижению его конкурентоспособности?
- Новых требований, которые не может выполнять отечественное машиностроение, в Правилах нет. Поэтому говорить о каком-либо снижении конкурентоспособности отечественной промышленности не приходится. Более того, Правила служат заслоном для ввоза в страну импортного оборудования, не соответствующего уровню, достигнутому отечественной электроэнергетикой и создающего угрозу для нормальной работы энергосистемы. Один из таких примеров – на подстанциях были установлены импортные устройства передачи команд противоаварийной автоматики, которые при обычных неисправностях в цепях постоянного тока ложно формировали управляющие воздействия. В результате могла сложиться ситуация, при которой без необходимости могло быть прекращено электроснабжение большого количества потребителей. Устранение этих недостатков потребовало значительных усилий и дополнительных финансовых затрат со стороны собственников, значительно превышающих затраты на изначальное приобретение устройств с требуемыми характеристиками.
- Николай Григорьевич, почему потребность в разработке и принятии Правил возникла именно сейчас? Разве существующей нормативной базы недостаточно для обеспечения надежной работы энергосистемы?
- ЕЭС России – сложнейшая распределенная техническая система, которая требует самостоятельной регламентации. В России нормативному регулированию работы энергосистемы до настоящего времени практически не уделялось внимания. Тот факт, что действующее законодательство недостаточно для целей установления требований к функционированию и развитию энергосистемы, признается всем энергетическим сообществом.
В советские времена вопросы соответствия энергетического оборудования требованиям системной надежности решались при помощи ГОСТов. После СССР нормативно-техническое регулирование в энергетике перешло в сферу корпоративных и отраслевых актов, основные из них – приказы по ОАО РАО «ЕЭС России» и ведомственные акты. После вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» и расформирования РАО «ЕЭС России» подавляющее большинство нормативно-технических документов (НТД) в области электроэнергетики остались вне правового пространства.
Развиваемая сегодня система технических регламентов Таможенного союза устанавливает требования только к продукции в материально-вещественной форме и процессам ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Она не учитывает специфических, характерных только для электроэнергетики процессов и не позволяет сформулировать требования к энергосистеме и работе объектов электроэнергетики в ее составе.
Действующий Федеральный закон «О техническом регулировании» также ориентирован исключительно на обеспечение безопасности продукции, а отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, выведены из сферы его применения. Кроме того, закон «О техническом регулировании» переводит все иные НТД, кроме технических регламентов, в разряд документов добровольного применения. Иными словами, ключевые для отрасли нормативно-технические документы, такие как Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей, Правила устройства электроустановок и ряд других, получили неопределенный правовой статус.
К тому же многие из существующих нормативно-технических документов безнадежно устарели и не учитывают как минимум 20-летний период развития энергосистемы и технологий в области электроэнергетики. Например, ни в одном нормативном документе не определены требования к работе парогазовых установок (ПГУ), внедрению микропроцессорных устройств релейной защиты и автоматики, строительству цифровых подстанций нового поколения, энергоснабжению мегаполисов. Отсутствуют такие понятия как WAMS, PMU, PSS, FACTS, фазоповоротные устройства, вставки постоянного тока, альтернативные источники энергии, SCADA, CIM, без которых сложно себе представить работу современной энергосистемы.
Таким образом, целый комплекс системообразующих для отрасли отношений, связанных с обеспечением надежной и безопасной работы энергосистемы, остался нерегламентированным и выпал как из сферы регулирования законодательства об электроэнергетике, так и из сферы законодательства о техническом регулировании. Отрицательный эффект от отсутствия в отрасли единых технологических правил уже заметен.
Поэтому и потребовалось принятие на уровне постановления Правительства РФ комплексного нормативного правового акта, определяющего правила работы электроэнергетических систем в Российской Федерации, адаптированные к структуре и новым отношениям в отрасли, актуализированные с учетом новых подходов и прогрессивных технологий в энергомашиностроении, электротехнике, электроэнергетике и обязательные для всех субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
- Вы сказали о заметном отрицательном эффекте отсутствия в отрасли единых обязательных правил. В чем это проявляется?
- В последние годы в динамично развивающейся ЕЭС России наблюдается тенденция к увеличению количества системных аварий, причины которых лежат, в первую очередь, в отсутствии в электроэнергетике обязательных требований. В частности, обязательных требований по обеспечению согласованного действия технологических защит с допустимыми режимами работы оборудования, участию генерирующего оборудования в первичном регулировании частоты, объемам и срокам проведения технического обслуживания устройств РЗА, обеспечивающего их надежную работу в течение всего срока эксплуатации, допуску персонала к самостоятельной работе только после обучения и проверки знаний и многих других.
Увеличилось количество аварий на новом, недавно введенном в эксплуатацию оборудовании, вызванных в том числе несоответствием этого оборудования требованиям, обусловленным работой в Единой энергосистеме России.
К примеру, отсутствие в Российской Федерации требований к допустимому диапазону работы газовых турбин в аварийных ситуациях, связанных со значительным снижением частоты в энергосистеме, привело к тому, что в последние годы участились случаи закупки и установки на электростанциях ЕЭС России ПГУ и ГТУ с газовыми турбинами, допустимый диапазон работы которых по частоте электрического тока в энергосистеме меньше допустимого диапазона работы по частоте другого генерирующего оборудования. Соответственно, при авариях в энергосистеме, связанных с глубоким дефицитом активной мощности и снижением частоты, указанные газовые турбины будут отключаться, что приведет к усугублению аварийной ситуации и отключению нагрузки потребителей в больших объемах.
Другой пример – попытки генерирующих компаний установить на электростанциях автоматические регуляторы возбуждения (АРВ) сильного действия синхронных генераторов с алгоритмами, разработанными в соответствии только с западными стандартами и не адаптированными к условиям ЕЭС России. Уже зафиксирован ряд случаев неправильной работы АРВ, приводившей к возникновению аварийных ситуаций. Так, в Тюменской энергосистеме по причине неправильного действия устройства АРВ одного из генераторов возникли синхронные качания, отголоски которых были «ощутимы» в противоположной части ЕЭС России – в энергосистеме Северо-Запада, а сама Тюменская энергосистема была на грани полного погашения. Фактически на чашах весов с одной стороны – всего лишь одно устройство, а с другой – 8 % электропотребления России.
Аналогичный пример в сетевом комплексе - установка нескольких десятков высоковольтных выключателей 110 кВ и выше, не соответствующих климатическим условиям, что привело к одновременной их неработоспособности в течение одних суток. Хорошо, что в тот момент не было условий, при которых требовалось отключение указанных выключателей, иначе…..
Аналогично приведенному мною примеру про способность генерирующего оборудования работать при определенном уровне частоты есть примеры в сетевом комплексе. Не так давно в Московской энергосистеме в электрической сети 220 кВ были использованы кабели, максимальное рабочее напряжение для которых равно 245 кВ. При этом все остальное оборудование соответствовало привычным нам «советским» требованиям – 252 кВ. Появление всего одного такого элемента одномоментно исключило возможность использования существующего оборудования во всем разрешенном для него диапазоне, как следствие – существенно большее применение средств компенсации реактивной мощности, увеличение потерь электроэнергии, увеличение случаев применения противоаварийной автоматики
Отсутствие Правил в рыночных условиях функционирования отрасли также приводит к несогласованным, разрозненным действиям со стороны собственников технологически связанных объектов электроэнергетики, что значительно снижает надежность энергосистемы и зачастую сводит к нулю эффективность от реализуемых мер. В качестве примера приведу созданный еще два года назад на Калининской АЭС современный комплекс противоаварийной автоматики, позволяющий реализовывать необходимую (не избыточную) логику формирования управляющих воздействий. Комплекс до сих пор не введен в промышленную эксплуатацию из-за отсутствия на смежных, связанных со станцией объектах (так называемых «обратных концах») устройств, обеспечивающих его полноценное функционирование.
Перечень таких примеров можно продолжать.
- Как обстоят дела с нормативным обеспечением надежности энергосистем в других странах? Они сталкиваются с такими же проблемами?
- В отличии от России, во всех крупных энергосистемах в мире требования к функционированию энергосистемы, техническим характеристикам, параметрам и режимам работы объектов электроэнергетики в ее составе установлены в отдельном документе либо своде документов, составляющем основу нормативно-технологического регулирования в области электроэнергетики.
К сегодняшнему дню в США и государствах Западной Европы, где реформирование отрасли проводилось в 1990—2000-е годы, создана развитая система организационно-технических норм и правил, устанавливаемых общенациональными документами обязательного характера.
Полномочиями по разработке нормативно-технических документов общесистемного значения и контролю соответствия обязательным требованиям наделены специальные регулирующие органы или системные операторы. Их деятельность, в свою очередь, контролирует государство.
В энергосистемах США и Канады поддержанием и совершенствованием надежности с 2006 года занимается некоммерческая организация Североамериканская корпорация электрической надежности (North American Electric Reliability Corporation, NERC). Основной инструмент обеспечения надежности — документы, называемые Стандартами надежности. Это правила планирования и эксплуатации, обязательные для электроэнергетических компаний. В общей сложности в США существует более 130 таких стандартов.
Страны Евросоюза имеют собственные национальные системные кодексы. В Великобритании действует Системный кодекс (The Grid Code), в Италии - Кодекс по передаче, диспетчированию, развитию и обеспечению надежности энергосистемы (Code for transmission, dispatching, development and security). Во Франции принят Свод технических правил для основной электрической сети, разработанный системным оператором RTE. В Германии действуют Кодекс магистральных сетей (Transmission Code), а также Кодекс распределительных сетей (Distribution Code). Страны североевропейского энергетического объединения Nord Pool (Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция) имеют единый системный кодекс.
Эту многоуровневую нормативную структуру «венчают» документы Евросоюза - Директива 2005/89/EC по мерам обеспечения надежности электроснабжения и инвестирования в инфраструктуру и Третий пакет законов о рынках электроэнергии и газа, принятый постановлениями EC 714/2009 и ЕС 713/2009. В соответствии с этими документами в Общеевропейском объединении операторов электропередачи ENTSO-E с 2006 года действует общеобязательный, регулярно пересматриваемый Эксплуатационный кодекс Континентальной Европы. В настоящее время в объединении ENTSO-E идет разработка девяти кодексов по трем направлениям, одним из которых является функционирование энергосистемы. Указанные кодексы будут утверждены Еврокомиссией в качестве обязательных документов.
Таким образом, всем европейским компаниям, работающим в электроэнергетике России, хорошо знакома практика поддержания системной надежности с помощью единых обязательных правил, исполнение которых контролируется государственными органами.
- Как проходил процесс разработки и общественного обсуждения Правил?
- Работа над документом велась под эгидой Министерства энергетики Российской Федерации. Разработка проекта Правил была начата еще в 2010 году. Затем в марте 2011 года этот вопрос обсуждался на заседании Президиума Госсовета, по результатам которого президент России дал поручение внести в законодательство изменения, предусматривающие установление технологических правил работы электроэнергетических систем и входящих в них объектов в целях повышения ответственности субъектов электроэнергетики за обеспечение надежности их функционирования.
К середине 2010 года структура и основные положения Правил были разработаны. За последующие три года документ прошел несколько стадий обсуждения и согласования в профессиональном сообществе – с ведущими научно-исследовательскими, проектными организациями, заводами-изготовителями оборудования, электросетевыми и генерирующими компаниями, представителями сообщества потребителей электроэнергии. Работа проводилась как на двусторонней, так и на многосторонней основах.
Завершающим шагом стало размещение проекта Правил на интернет-портале http://www.regulation.gov.ru/. и его общественное обсуждение в декабре 2013 г.
- Системный оператор принимал активное участие в подготовке проекта Правил. Как скажется принятие Правил на деятельности самого Системного оператора? После принятия Правил осуществлять оперативно-диспетчерское управление энергосистемой станет легче или сложнее?
- Сейчас, выполняя задачи планирования и управления электроэнергетическим режимом ЕЭС России, Системный оператор действует, опираясь во многом на внутренние локальные акты. Правила поднимают регламентацию деловых процессов по оперативно-диспетчерскому управлению на нормативный уровень, что повысит открытость и прозрачность действий ОАО «СО ЕЭС».
Например, Правила вводят требование, исключающее возможность осуществлять в отношении оборудования одного распределительного устройства диспетчерское управление из разных диспетчерских центров. Введено новое требование по разработке прогнозных балансов на осенне-зимний период и период экстремально высоких температур с целью анализа ожидаемой режимно-балансовой ситуации, обеспечения безаварийного прохождения периодов максимальных нагрузок в энергосистеме в условиях аномально низких и экстремально высоких температур наружного воздуха.
В Правилах формализуются подходы и принципы, в соответствии с которыми субъект оперативно-диспетчерского управления осуществляет принятие технических решений по развитию энергосистемы - разработке схемы и программы развития ЕЭС России, определению требований, предъявляемых к схемам выдачи мощности электростанций, схемам внешнего электроснабжения и включаемых в технические условия в целях создания технической возможности технологического присоединения.
Вводится новое требование к субъекту оперативно-диспетчерского управления по обязательной передаче субъектам электроэнергетики телеметрической информации для оперативно-технологического управления, что приводит к снижению затрат субъектов электроэнергетики, так как исключает необходимость организации собственниками дополнительных каналов связи с принадлежащих им объектов.
В Правилах определены требования к порядку расчета резервов первичного, вторичного и третичного регулирования при планировании электроэнергетического режима энергосистемы, зафиксированы требования к планированию субъектом оперативно-диспетчерского управления ремонтов и технического обслуживания линий электропередачи, оборудования и устройств, являющихся объектами диспетчеризации и многие другие требования к деятельности Системного оператора, делающие его действия и основания принятия им решений более прогнозируемыми и прозрачными, а требования к каждому субъекту электроэнергетики – более предсказуемыми.
Так что, с одной стороны, Системному оператору с принятием Правил работать будет сложнее. Но мы готовы к таким «сложностям».
- В прессе высказывалось мнение, что Правила перекладывают ответственность за надежную работу энергосистемы на генерацию и сетевые компании. Это так?
- Функции по планированию и управлению электроэнергетическим режимом работы энергосистемы, обеспечению нахождения параметров работы энергосистемы в допустимых пределах, организации режимного и противоаварийного управления, формированию сводных годовых и месячных графиков ремонтов, рассмотрению и согласованию диспетчерских заявок и многие-многие другие по-прежнему возложены на Системного оператора. Для статистики: порядка 200 пунктов Правил устанавливают обязанности Системного оператора, требования к осуществляемой им деятельности. Ответственность за выполнение указанных обязанностей и последствия осуществляемой им деятельности с Системного оператора никто не снимал.
В то же время, говоря о надежной работе энергосистемы, нужно постоянно помнить, что ее нормальная работа не гарантируется только деятельностью Системного оператора. Повторю: энергосистема связывает общим электроэнергетическим режимом множество объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, каждый из которых, функционируя в едином процессе производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии, оказывает непосредственное влияние на работу энергосистемы.
Поэтому рассматривать энергосистему и предъявлять какие-либо требования к ее надежности можно только предъявляя соответствующие требования ко всем элементам энергосистемы и происходящим в ней процессам – как к оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, так и к производству, передаче, распределению электрической энергии (мощности) и ее потреблению в той части, в которой режимы работы и технические характеристики энергопринимающих установок влияют на режим работы энергосистемы.
- Предполагается ли после вступления в силу Правил принимать новые или актуализировать действующие нормативно-технические документы в электроэнергетике, например, такие как ПТЭ, ПУЭ?
- Безусловно. Еще раз напомню, что Правила – это основополагающий документ, устанавливающий базовые, минимально необходимые требования, и регламентировать в нем все вопросы невозможно. Принятие Правил - важнейший, но не финальный шаг к формированию системы нормативно-технического регулирования в электроэнергетике.
Правила принимаются не вместо существующих НТД, а вместе с ними, с учетом их пересмотра и актуализации. Таким образом, следующим шагом на пути к формированию стройной и, главное, работоспособной нормативно-технической базы в отечественной электроэнергетике должен стать пересмотр ряда действующих документов, таких как Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, Правила устройства электроустановок, Методические рекомендации по проектированию развития энергосистем, Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики и др.
Кроме того, изменений требует и сама регуляторная практика. Сейчас принятие фактически любого НТД документа в электроэнергетике требует внесения изменений в федеральное законодательство. На наш взгляд, для облегчения процесса создания и принятия НТД более эффективным было бы наделение Минэнерго России полномочиями по утверждению нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к объектам электроэнергетики и энергопринимающим устройствам, к входящим в их состав оборудованию и устройствам, к процессам их проектирования, создания, реконструкции, модернизации и эксплуатации.
Комментарии
Роман Бердников, первый заместитель генерального директора по технической политике ОАО «Россети»:
Обновление нормативно-технической базы электроэнергетики является актуальной проблемой в течение последних лет. В электросетевом комплексе не хватает современных НТД общеобязательного характера, которые бы учитывали постреформенную структуру отношений в отрасли, новые подходы к технике и технологиям.
Кроме того, обновлённая нормативно-техническая база станет основой для проведения единой технической политики в электросетевом комплексе, расстановки приоритетов для инвестиций, обеспечения надёжного и безопасного электроснабжения, повышения качества услуг сетевых организаций, т.е. решения тех задач, которые поставлены государством в Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации. Правила технологического функционирования электроэнергетических систем — это первый и необходимый шаг в данном направлении.
Гурген Ольховский, президент ОАО «ВТИ», член-корр. РАН, д.т.н., профессор:
Разработанные Правила представляют собой нормативный документ системного характера, который интегрирует требования к процессам технологического управления энергосистемой, объектам электроэнергетики и основному оборудованию с учётом развития рыночных отношений и принципиальных изменений в структуре отрасли. Данный документ является необходимым для обеспечения надёжного функционирования электроэнергетики.
Безусловно, как любой нормативный технический документ, Правила должны актуализироваться с течением времени, так как появляются новые технические решения и требования. На данный момент Правила охватывают все основные направления, документ подготовлен качественно. В своих работах ОАО «ВТИ» уже ориентируется на выполнение Правил.
Любые правила представляют собой определённые обязательные для выполнения требования, накладывают дополнительные обязательства и иногда ограничения. Наличие правил и законов в обществе, их соблюдение — один из признаков его цивилизованности.
Валентин Баринов, заведующий отделением ОАО «ЭНИН им. Г.М. Кржижановского», председатель ТК 007, д.т.н.:
Для обеспечения надёжности работы электроэнер-гетического комплекса страны необходимы правила, регламентирующие порядок работы всех объектов и устройств, входящих в состав электроэнергетических cистем России. Такие правила существуют во всех энергообъединениях мира. Законом «О техническом регулировании» практически все ранее выпущенные отраслевые документы и стандарты были переведены в ранг документов добровольного применения, а проведённое в последние годы реформирование отрасли существенно осложнило управление электроэнергетическим комплексом страны.
Разработанные правила технологического функционирования электроэнергетических систем (Правила) регламентируют работу электроэнергетических объектов в составе этих систем в современных условиях. Наличие этих правил является непременным условием надёжной работы электроэнергетических систем.
Проект Правил прошёл ряд обсуждений с участием представителей энергокомпаний, научных и проектных организаций и был рассмотрен дважды на совместном заседании Научного совета РАН по проблемам надёжности и безопасности больших систем энергетики и Научно-технической коллегии НП «НТС ЕЭС». По результатам рассмотрения были внесены дополнения и изменения в обсуждаемые проекты Правил. В представленном к утверждению Правительством проекте Правил достаточно полно и квалифицированно регламентируется порядок функционирования электроэнергетических систем.
Технический комитет по стандартизации «Системная надежность в электроэнергетике» (ТК 007) в развитие Правил принял участие в разработке и осуществил экспертизу ряда национальных стандартов группы «Единая энергетическая система и изолированно работающие системы. Оперативно-диспетчерское управление», которые к настоящему времени уже утверждены Росстандартом:
- ГОСТ Р 55105-2012 «…Автоматическое противоаварийное управление режимами энергосистем. Противоаварийная автоматика энергосистем. Нормы и требования». Введён в действие 01.07.2013 г.;
- ГОСТ Р 55438-2013 «…Релейная защита и автоматика. Взаимодействие субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии при создании (модернизации) и эксплуатации. Общие требования».
Ввод в действие 01.04.2014 г.; - ГОСТ Р 55608-2013 «…Переключения в электроустановках. Общие требования». Ввод в действие 01.07.2014 г.;
- ГОСТ Р 55890-2013 «…Регулирование частоты и перетоков активной мощности. Нормы и требования». Ввод в действие 01.09.2014 г.
В настоящее время ведётся совместная с Системным оператором разработка еще 6 проектов национальных стандартов по системной надёжности, стоящих в плане ТК 007 на экспертизу и передачу на утверждение в Росстандарт в 2014 году.
Правила, естественно, налагают определённые требования на работу электроэнергетических субъектов хозяйствования в электроэнергетике, что связано с возможными материальными затратами и проведением организационных мероприятий. Однако эти Правила не внесли каких-либо избыточных требований по организации функционирования энергосистем. Требования Правил преследуют цель создания (применения) оборудования и схем сетей, удовлетворяющих условиям их работы в составе энергосистемы, что отвечает положению Федерального закона «Об электроэнергетике» (ст. 14), где указано, что «Системный оператор осуществляет участие в формировании и выдаче при присоединении субъектов электроэнергетики к Единой национальной (общероссийской) электрической сети и территориальным распределительным сетям технологических требований, обеспечивающих их работу в составе Единой энергетической системы России».
Фёдор Веселов, заведующий отделом развития и ре-формирования электроэнергетики ИНЭИ РАН, к.э.н.:
Правила технологического функционирования электроэнергетических систем являются системным и целостным документом, который после принятия станет своеобразным «центром кристаллизации» для новой системы нормативно-технических документов (НТД), регламентирующих основные технологические требования к оборудованию, системам управления, порядку и процедурам взаимодействия субъектов электроэнергетики в различных аспектах функционирования и пла-нирования развития электроэнергетики.
Необходимость создания такой системы в жизненно важной инфраструктурной отрасли обусловлена недостаточным и несистемным вниманием к вопросам технического регулирования в действующем законодательстве, неопределённым правовым статусом и легитимностью значительной части отраслевых документов, разработанных в СССР и в период существования ОАО РАО «ЕЭС России», требующих пересмотра с учётом современных технологических и экономических реалий.
Принятие Правил позволит перейти к очень трудной, но критически необходимой системной работе по корректировке и гармонизации положений существующего массива НТД, обеспечивающей практическую реализацию заложенных в нём требований, ускорению работы по подготовке национальных стандартов, относящихся к сфере электроэнергетики, с приданием статуса обязательных как минимум стандартам «общесистемного значения».
Важной частью этого процесса должно стать дальнейшее совершенствование методической базы планирования развития электроэнергетических систем и технологического присоединения к ЕЭС, включая новую редакцию «Методических указаний по проектированию энергосистем...» и разработку сопутствующих методик по обоснованию основных составляющих перспективных балансовых расчётов с учётом факторов системной надёжности и надёжности энергоснабжения потребителей, интеграции в энергосистему источников распределённой генерации и др.
Как первый шаг в начале любого пути, принятие Правил является трудным, ответственным решением, затрагивающим часто не совпадающие интересы субъектов отрасли и регуляторов. Однако пройти этот путь нужно, постоянно соблюдая тонкий баланс между требованиями надёжности и эффективности функционирования и развития электроэнергетики.
Владимир Старшинов, главный специалист-эксперт Технологического филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом», заведующий кафедрой «Электрические станции» НИУ «МЭИ», к.т.н., профессор:
Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения страны, включает в себя комплекс технологических отношений, возникающих в процессе производства и передачи электрической и тепловой энергии субъектами электроэнергетики. Правила технологического функционирования электроэнергетических систем (ПТФЭЭС) направлены на решение задачи по обеспечению надёжной и безопасной работы всего энергетического комплекса. Генерирующая компания ОАО «Концерн Росэнергоатом» является одной из крупнейших составляющих Единой энергетической системы РФ (доля по мощностям составляет примерно 16%, в ближайшей перспективе планируется строительство 28 энергоблоков). Надёжность и безопасность — основная задача, решаемая ОАО «Концерн Росэнергоатом» в процессе производства электроэнергии.
В части функционирования АЭС Проект ПТФЭЭС согласован специалистами ОАО «Концерн Росэнергоатом» (протокол от 20.12.12 утверждён заместителем генерального директора А.В. Шутиковым). Согласование касалось обеспечения безопасной работы энергоблоков АЭС при отклонениях от номинальных условий функционирования энергосистемы.
Можно предположить, что отдельными представителями сообщества оказывается сопротивление принятию этого документа по соображениям узкой корпоративной выгоды. ОАО «Концерн Росэнергоатом» берёт на себя долю ответственности и затрат на обеспечение надежной и безопасной работы энергетического комплекса страны.
Журнал «Электроэнергия. Передача и распределение», февраль 2014 г.