Александр Курлюк рассказал школьникам, кто и как управляет энергосистемой

Пресс-релиз

21.12.2022 16:32

Заместитель главного диспетчера по оперативной работе АО «СО ЕЭС» Александр Курлюк выступил в качестве эксперта в образовательном мероприятии «Диалог с учеными «Энергетика в России: история и проблемы современности».

Мероприятие со школьниками старших классов, организованное на базе Института электроэнергетики НИУ «МЭИ» совместно с Политехническим музеем, прошло 20 декабря и было приурочено к Дню энергетика и 150-летию Политехнического музея. «Диалог с учеными» – это открытый разговор учеников профильных классов школ и экспертов – ученых и ведущих специалистов в определенной области науки, техники и производства о значимых открытиях, современных исследованиях, интересных научных фактах, влиянии научных открытий на развитие реального сектора экономики. Мероприятие транслировалось на канале Вконтакте, и у участников была возможность задать интересующие их вопросы экспертам в чате. В диалоге в том числе приняли участие школьники, обучающиеся в специализированных энергогруппах АО «СО ЕЭС», – дети работников Системного оператора.

Дискуссия началась с разговора о том, как появился праздник День энергетика, обязанный своим возникновением принятию плана ГОЭЛРО, и есть ли сегодня документы, аналогичные советскому плану электрификации. Отвечая на этот вопрос, Александр Курлюк отметил, что перспективные планы развития электроэнергетики были всегда и существуют сейчас, а с 2023 года за разработку стратегических документов перспективного планирования отрасли отвечает Системный оператор. «Это будет Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики, которая утверждается Правительством РФ. Она разрабатывается на 18 лет и каждые 6 лет актуализируется. Ежегодно разрабатываются схемы и программы развития электроэнергетических систем. Первый документ предполагает строительство электростанций мощностью больше 100 МВт, строительство линий электропередачи классов напряжения 330, 500, 750 кВ и линий 220 кВ и выше для схем выдачи мощности электростанций. А схемы и программы развития будут включать в себя строительство линий 110 кВ для ЕЭС России, 35 кВ и выше для территориально изолированных энергосистем и электростанций мощностью 5 МВт и выше», – пояснил он.

Отвечая на вопрос, какие виды электростанций существуют в ЕЭС России, Александр Курлюк отметил, что в энергосистеме страны существуют электростанции всех существующих в мире типов генерации, при этом на долю тепловых электростанций приходится около 66% установленной мощности, 20% составляют гидроэлектростанции, почти 12% – атомные и меньше 2% – ВИЭ-генерация.

Интересовал школьников и вопрос, кто управляет энергосистемой. Александр Курлюк ответил, что это диспетчер Системного оператора, и рассказал слушателям о трехуровневой системе оперативно-диспетчерского управления ЕЭС России. «Но одного диспетчера для управления электроэнергетической системой недостаточно. У него очень много помощников, которые, например, помогают планировать режим, рассчитывать настройки устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, из которых в том числе состоит энергосистема», – добавил он.

Среди вопросов, заданных учащимися экспертам отрасли, были и такие, как имеет ли право на существование альтернативная энергетика, целесообразно ли установить на всех крышах Москвы солнечные панели, какие решения существуют на сегодня в части повышения экологичности традиционных видов генерации, какие значимые научные открытия сделаны в отрасли в последнее время? В ходе беседы школьники также получили информацию о том, где готовят лучших специалистов в сфере энергетики и как построить свою образовательную траекторию в школе, чтобы оказаться в этой сфере в будущем. В рамках мероприятия прошла небольшая викторина, участники которой должны были по фотографиям опознать различные виды электроприборов прошлого. По окончании мероприятия для школьников была организована обзорная экскурсия по историческому зданию МЭИ.