Сложная Россия: ученые ВШЭ представили индекс экономической сложности государственной финансовой поддержки

Рубрика: новости страны и мира
21.04.2025 13:05

Промышленная политика становится в мире одним из важных инструментов структурных изменений для повышения конкурентоспособности национальных экономик. Чтобы оценить, какую господдержку получают те или иные сектора, Юрий Симачев и Анна Федюнина из Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ разработали индекс экономической сложности государственной финансовой поддержки. Исследование представлено на XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции.

В рамках конференции прошел круглый стол «Новая промышленная политика: между технологическим суверенитетом и международной кооперацией». Эксперты из университетов и исследовательских центров обсудили доклад Анны Федюниной и Юрия Симачева «Приоритеты и инструменты современной промышленной политики: субсидии для сложной экономики».

В исследовании отмечается, что во всем мире значительно усилилось внимание к проведению активной промышленной политики, которая стала важным инструментом повышения конкурентоспособности национальных экономик. Так, упоминания промышленной политики в СМИ увеличились в 8 раз с 2000-х годов. Авторы отмечают, что важнейшие предпосылки усиления внимания к инструментам промышленной политики — ужесточение конкуренции развитых и развивающихся стран на рынках сложной продукции, регионализация и расширение применения торговых защитных инструментов, усиление задач технологического суверенитета.

Ученые определяют современную промышленную политику как попытку государства содействовать притоку ресурсов в отдельные сектора, которые государство считает важными для будущего экономического роста. Кроме того, промышленная политика направлена на улучшение бизнес-среды и (или) структуры экономической активности по секторам, технологиям и должна обеспечивать за счет вмешательства лучшие перспективы для экономического роста и общественного блага по сравнению с отсутствием такого вмешательства.

Важно, что развитые страны, вопреки распространенному мнению, также активно используют промышленную политику. Доля таких мер в торговой политике выросла в странах с развитой экономикой с 11% в 2010-м до 53% в 2022 году, в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах — с 9 до 22%. Ключевым инструментом промышленной политики стали субсидии, на них сегодня приходится около половины всех мер, оформленных в нормативные акты. Причем субсидии чаще используют развитые страны, поскольку у них большие финансовые возможности. Страны ОЭСР в среднем тратят 1,4% ВВП на гранты и налоговые льготы и дополнительно 1,8% ВВП направляют на финансовые инструменты: кредиты, гарантии и инвестиции (из них 1,1% ВВП приходится на программы экспортного финансирования).

Юрий Симачев и Анна Федюнина разработали индекс экономической сложности государственной финансовой поддержки (ИЭСГП), который отражает сложность товарных групп/видов деятельности, получающих господдержку: чем выше ИЭСГП, тем более технологически сложные сектора поддерживаются. Исследование показало, что в целом те страны, у которых более сложная экономика, стремятся больше помочь относительно простым (в рамках страновой экономики) секторам в целях выравнивания и большей устойчивости, а те страны, экономика которых проще (менее конкурентоспособна), в большей степени мотивированы к развитию более сложных секторов.

Россия характеризуется наиболее высокой относительной сложностью господдержки (что сопоставимо с Вьетнамом и Китаем) в группе стран с похожей сложностью экономики. Иран в условиях санкций сделал ставку на развитие собственных технологий. Мексика, Малайзия — среди отстающих по «сложности» господдержки, так как их экономика является связующей, использует эффекты от френдшоринга (переноса производственной деятельности из других стран). Для США при лидерстве по сложности экономики политически значима поддержка относительно простых секторов, обеспечивающих занятость (например, металлургии).

«Развитые страны перераспределяют ренту технологического лидерства для конвергенции секторов, тогда как страны с формирующимися рынками пытаются нащупать новые секторальные и технологические возможности быстрого роста для выхода из ловушки среднего дохода и сокращения дистанции с ведущими странами», — резюмируют исследователи.

Источник: https://www.hse.ru/news/expertise/1037228137.html