О технологии ценозависимого потребления

Возможность потребителей влиять на спрос – ключевая черта любого эффективно функционирующего конкурентного рынка. Это утверждение справедливо для любого рынка, и рынок электроэнергии не исключение. Особые свойства электроэнергии как товара (одновременность производства и потребления, невозможность создания складских запасов или замены другим товаром) привели к тому, что исторически потребители не имели практической возможности влиять на баланс спроса и предложения, а, следовательно, и на цены на рынке. Потребители электроэнергии не уменьшают потребление при росте цены на электроэнергию. В условиях такой неэластичности спроса активной стороной, полностью определяющей цену электроэнергии, выступают производители.

Новые тенденции в электроэнергетике, появление цифровых интервальных счетчиков электроэнергии, развитие телекоммуникаций и «интеллектуальных сетей» («smartgrid») предопределили возможность повышения эластичности потребления и привели к появлению концепции demandresponse.

Управление спросом (анг. «DemandResponse», далее – DR) подразумевает снижение энергопотребления конечным потребителем при определенных экономических сигналах рынка электроэнергии с получением выручки за осуществление такого снижения потребления.

Управление спросом является эффективным инструментом снижения цен на рынке электроэнергии в пиковые часы, когда для покрытия спроса на электроэнергию привлекаются менее эффективные генерирующие объекты. При этом относительно небольшое снижение потребления может привести к существенному снижению цены на электроэнергию. Упрощенно эффект от участия потребителей в управлении спросом представлен на рисунке. Плавный рост кривой предложения S сменяется резким ростом в замыкающей части, что соответствует использованию наиболее дорогих генераторов. Снижение потребления в пиковые часы с величины Q1 до величины Q2 приводит к превращению кривой спроса D1 в кривую D2 и снижению цены на электроэнергию на величину ΔP.

Снижение потребления электроэнергии может осуществляться за счет использования локальных источников энергоснабжения потребителя (в том числе резервных генерирующих объектов, накопителей энергии и др.), регулирования интенсивности работы двигателей насосно-перекачивающих систем, изменения уставки термостата для систем кондиционирования и/или холодильных установок, изменения или останова производственного цикла, частичное отключение освещения и других действий.

Управление спросом не включает в себя изменение энергопотребления, обусловленное нормальной операционной деятельностью предприятия (например, снижение потребления электроэнергии в праздничные дни).

Участие потребителей в технологиях управления спросом позволяет получить индивидуальный экономический эффект (получение платы за оказание услуг) не только им самим, но и всем участникам рынка за счет снижения выработки дорогостоящей электроэнергии низкоэффективными генерирующими мощностями.

В настоящее время в России предпринимаются первые шаги по стимулированию потребителей к участию в повышении энергоэффективности и выравниванию графиков нагрузки, например, за счет внедрения дифференцированных по времени суток тарифов.

В целях создания условий для повышения энергоэффективности работы Единой энергосистемы России за счет привлечения потребителей оптового рынка к активному участию в регулировании спроса на электрическую энергию и мощность, получившему название ценозависимого потребления, принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 г. № 699  «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 №1172».

Подробная информация о постановлении приведена в разделе Регламентирующие документы


Новости

29.11.2022 12:00

На декабрь 2022 года дополнительно отобрано 36 объектов агрегированного управления спросом

Дополнительный отбор проводился в рамках пилотного проекта по управлению спросом потребителей розничного рынка электроэнергии с участием специализированных организаций – агрегаторов управления спросом. Заявки были поданы 16 компаниями в отношении 39 объектов управления. По итогам процедуры отобраны заявки всех 16 участников в отношении 36 объектов агрегированного управления

24.10.2022 15:37

На ноябрь 2022 года дополнительно отобрано 25 объектов агрегированного управления спросом

Дополнительный отбор проводился в рамках пилотного проекта по управлению спросом потребителей розничного рынка электроэнергии с участием специализированных организаций – агрегаторов управления спросом. Заявки были поданы 11 компаниями в отношении 25 объектов управления. По итогам конкурсной процедуры отобраны заявки в отношении всех указанных объектов управления. Плановый совокупный объем снижения потребления, отобранный по результатам отбора, составил 60,38 МВт, в том числе в первой ценовой зоне оптового рынка 4,5 МВт и во второй ценовой зоне оптового рынка – 55,88 МВт

14.10.2022 11:00

Кабмин внес в Госдуму законопроект об агрегаторах на оптовом рынке электроэнергии

Законопроект направлен на решение проблемы ненадлежащего исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями

27.09.2022 12:11

На октябрь – декабрь 2022 года отобран 31 агрегатор управления спросом

Системный оператор провел конкурентный отбор субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по управлению спросом на электрическую энергию в октябре – декабре 2022 года